Новое железнодорожное расписание грозит прибавить Ленобласти земли. Жители нескольких населённых пунктов Новгородской области требуют присоединить их земли либо к Бокситогорскому, либо к Киришскому районам. Как и крымчане, они надеются, что на исторической родине их не бросят.

Присоединение Крыма к Российской Федерации неожиданным образом отразилось на Ленинградской области. Теоретически область может прирасти территорией и пополниться примерно 3 тысячами жителей за счёт соседнего субъекта федерации. Жители ряда деревень Любытинского муниципального района Новгородской области собирают подписи под обращением к президенту Владимиру Путину и губернатору Ленобласти Александру Дрозденко присоединить их к Ленинградской области. Причина — недовольство действиями новгородской областной администрации, вспыхнувшее после отмены пары пассажирских поездов.

Транспортный повод

Как стало известно 47news, на прошлой неделе в ряде населённых пунктов, расположенных вдоль железнодорожного полотна Хвойное (Новгородская область) — Будогощь (Ленинградская область) прошёл сбор подписей под публичным обращением к президенту страны. С 1 января 2014 года по данному направлению перестала ходить ежедневная пара поездов и местные жители оказались в транспортной блокаде.

Как рассказала корреспонденту 47news жительница посёлка Неболчи Ирина Подлубная, по мнению многих местных жителей, правительству Новгородской области нет до них никакого дела. Железная дорога — единственная доступная транспортная артерия в этих краях, так как грунтовые автомобильные дороги разбиты и совершенно не проходимы для автомобильного транспорта, особенно в межсезонье.

"Мы слышали, что глава нашего района на прошлой неделе дважды увяз на дорогах, а он ехал на вездеходе. В поселке нет никаких социальных услуг, в больнице стационар закрыли, многих врачебных специальностей вообще нет, участкового тоже нет, а ведь тут живёт две тысячи людей",- возмущенно рассказала корреспонденту 47news Подлубная.
По её словам, поезд был единственным надёжным средством, позволяющим добраться до Киришей, куда местные жители ездили лечиться и за покупками, и где пересаживались на электрички до Санкт-Петербурга.

"На совещании с представителями Новгородского областного правительства, прошедшем 12 февраля, где были представители практически всех пострадавших посёлков, нам обещали вернуть поезд. С тех пор ничего не изменилось, идея о присоединении к Ленобласти вспыхнула сама. Раньше мы были её частью и хотим в неё вернуться. Там и дороги значительно лучше, и людей на поездах возят. Когда едешь в Бокситогорский район по нашим дорогам - а это километров 80 сплошного кошмара, проезжаешь границу между областями - сразу дорога приличная",- сообщила Подлубная.
Заметим, что по оценке правительства Ленобласти, дороги Бокситогорского района изношены на 60% и находятся в средне-неудовлетворительном состоянии. Новгородская область была образована в 1944 году, а до этого с 1927 года часть её территории входила в состав Ленинградской области.

"... и нас не бросят"

Жительница деревни Водогон Светлана Бордовская рассказала журналисту, что сбор подписей за присоединение к Ленинградской области у них проходил 10 апреля. Всего в посёлке около 170 местных жителей, подписались более 90, при том, что во время сбора многие были в отъезде.

"С 21 апреля нам обещали добавить поезд, который будет ходить в понедельник-вторник. Вот только расписание крайне неудобное — те, кто едет из Санкт-Петербурга, не будут успевать на поезд с электрички. Тем, кто едет в те же Неболчи за покупками или в поликлинику (магазина и какой-либо другой инфраструктуры в Водогоне нет — прим. ред.), придется бродить там целый день. А у нас большинство постоянных жителей - пенсионеры. Дети живут и работают в Санкт-Петербурге, многие попросту не смогут добраться до нас из-за этого нового расписания, чтобы помочь с огородами и хозяйством",- рассказала Бордовская.

На вопрос корреспондента 47news, почему она считает, что в составе Ленинградской области местным жителям будет лучше, она ответила: "Там людей и лечат и возят, не бросают на произвол судьбы. Значит, и нас не бросят".

Корреспонденту 47news показалось, что примерно такие же доводы он уже слышал месяц назад с экрана телевизора от жителей присоединяющегося к России Крыма.

Дачные провокаторы

По мнению заместителя главы администрации по социальным вопросам Любытинского района Новгородской области Ольги Ивановой, недовольных жителей, действительно, взбудоражила Крымская история. При этом, по ее словам, говорить о полной транспортной блокаде деревень нельзя. С 21 апреля по железнодорожной ветке Хвойное - Будогощь начнут ходить дополнительные поезда, а автомобильные дороги приводятся в порядок.

"Отмена поезда, о котором говорят жители, это проблема не нашего района и даже не Новгородской области. Три года назад правительство РФ приняло решение о разделении грузовых и пассажирских перевозок. При этом пассажирские перевозки оказались убыточными, и компенсацию убытков РЖД должны оплачивать бюджеты субъектов Федерации. Вероятно, сумма компенсации, установленная железнодорожным ведомством за этот поезд, оказалась слишком большой для бюджета Новгородской области",- сообщила Иванова.

По её словам, ситуация будет ухудшаться с наступлением весны, когда население деревень увеличится почти в два раза за счёт дачников. При этом Иванова отметила, что районная администрация держит ситуацию под контролем и решает проблему доступными ей способами. Например, организацией автобусного сообщения.

Заместитель руководителя департамента транспорта и связи Новгородской области Владимир Карпунин был резок: "Это бред, который разжигают несколько провокаторов, жители Ленобласти, имеющие дачи в Любытинском районе".

По словам Карпунина, правительство Новгородской области в первую очередь должно заботится о своих жителях, а не о дачниках из других регионов. Именно поэтому решено ввести дополнительные поезда, на которых жители ряда деревень Любытинского района смогут добираться до больниц, поликлиник, магазинов и других важных социальных объектов.

Касательно отмеченной местными жителями несостыковки поездов с расписанием петербургских электричек, Карпунин ответил: "Пусть обращаются в правительство Ленобласти, чтобы стыковали свои электрички с нашими поездами".

Крымская цепь

Добавим, что 47news уже писал о том, что присоединение Крыма к России повлечёт за собой цепную реакцию в регионах и коснётся Ленобласти. Правда, исходя из наших предположений, отделиться должны были близлежащие к Санкт-Петербургу районы.
В правительстве Ленинградской области относятся к идее увеличить территорию за счёт соседей без энтузиазма. Формально — из-за сложности бюрократических процедур.
Изменение границ между двумя регионами требует  проведение референдума жителей обоих регионов и одобрение Совета Федерации.  Другой вариант присоединения территории — уточнение границ между субъектами. В соответствии с ним достаточно, чтобы соответствующее соглашение подписали главы двух регионов, а местные парламенты его утвердили. С учётом того, что настроенные "сепаратистски" деревни когда-то входили в состав Дрегельского района Ленинградской области, такое изменение теоретически возможно, но необходима как минимум политическая воля губернаторов регионов.

Кроме юридической, есть и практическая причина: ни динамично развивающемуся Киришскому, ни депрессивному Бокситогроскому району совершенно не нужны новые, проблемные территории. Брать на себя ответственность за заранее неблагополучную местность, да еще и в год муниципальных выборов районным администрациям Ленобласти и её правительству совершенно не выгодно.

Артем Шалякин,
47news