Вышедший на свободу убийца-психопат из посёлка Кузнечный убил 72-летнюю пенсионерку. Он требовал противогаз и вызывал вертушки. Сын женщины услышал от ненормального: "Меня в ментовочку нельзя, меня надо в психушечку". 47news выяснил, что никто не виноват.

В посёлке Кузнечное Приозерского района Ленинградской области 12 апреля в одном из подъездов жилого дома на улице Гагарина была смертельно ранена 72-летняя пенсионерка Валентина Деркач. Через двое суток Следственный комитет по Приозерскому району возбудил уголовное дело по статье "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего".

Подозреваемый в убийстве — 50-летний местный житель, неоднократно проходивший курс лечения в психиатрических клиниках. Ранее он уже убивал и грабил. Имеет военное прошлое. Но, поскольку суд признавал, что преступления он совершал, будучи в острой фазе психопатического состояния, мужчина помещался на принудительное лечение. После чего благополучно возвращался в социум. При этом иногда ставил растяжки из псевдомин и бегал по балкону голым.

47news опросил очевидцев убийства. На их взгляд, события развивались следующим образом.

Как убивали милую

Около 12:00 субботы Валентина Деркач пришла в гости к сыну, навестить своего годовалого внука и невестку. Месяц назад её сын, работающий на местном предприятии дробильщиком, переехал сюда из менее просторной квартиры в том же Кузнечном. Посидев в гостях и понянчившись с ребёнком, женщина пошла домой. Но, зайдя за угол дома, по какой-то причине решила вернуться. Около подъезда её окликнул мужчина.
Со словами: "Где твои документы и противогаз", он стал подходить. Женщина отшутилась и зашла в подъезд. Тот с криком: "Космос, космос, связь, вызывай вертушки, заряжай, аллах акбар" - бросился за ней.

Дальнейшее описывает невестка погибшей: "Я услышала грохот и открыла дверь нашей квартиры на втором этаже. Мама с окровавленной головой хрипела и попросила: "Наташа, закрой дверь", видимо, защищая нас".

По данным 47news, то, как убивали Валентину Деркач, видела соседка, также услышавшая шум под своей дверью.

Приехавший по звонку супруги сын погибшей, Павел, рассказал 47news то, что увидел: "Я сразу приехал с напарником, прямо в рабочей одежде. Подбежал к подъезду и увидел, что к нему прислонена урна. Откинул её и забежал в подъезд.Увидел маму. Голова была вся в крови. Рядом хлопотала жена". По словам Павла, он выбежал на улицу и увидел стоящего на углу дома своего сумасшедшего соседа: "Он стоял с окровавленной трубой и сумкой через плечо. Был босиком. Мне показалось, что он с любопытством на всё смотрит. Мы с напарником бросились к нему и повалили на землю. Товарищ принёс монтажные хомуты из машины. Мы эту тварь связали". При этом, по словам сына, убийца брыкался, рычал и перемежал это фразой: "Меня ментикам нельзя, меня в психушечку надо".

Как рассказал Павел Деркач, ещё утром, собираясь на работу, он увидел соседа на улице: "Стоял и что-то орал в совершенно невменяемом состоянии. Я не мог предположить, но сейчас чувствую, что это я виноват в гибели матери. Зря я сюда переехал", - говорит Павел.

Когда приехала "Скорая", сын поехал с матерью. "Я её за руку держал. Она только хрипела. Потом зрачки стали мутными, рука стала холодеть. Челюсть стала оседать. Через какое-то время я понял, что она умерла".

Валентина Деркач, по словам знавших её людей, была добрейшим человеком. По словам Марии Терентьевой, местного депутата, она буквально за несколько дней до этого встречала её на улице: "Знаете, редко такие люди бывают. Работала в детском саду, жила одна, очень скромно. Одна подняла двоих детей. Очень доброй была, мягкой такой", - говорит Терентьева.

Кто, как всегда, виноват

Следственный комитет в своем сообщении о возбуждении уголовного дела отдельно указывает, что собирается спросить сотрудников полиции, почему они не отреагировали на неоднократно поступавшие жалобы на буйного соседа. 47news спросил полицейских, что может крыться за этой формулировкой. Картина получилась удручающая.

Выяснилось, что на данный момент в Кузнечном опорный пункт полиции закрыт на замок. Несколько раз в неделю в город наведывается участковый. "Но сейчас он в отпуске, поскольку пробыл четыре месяца на Олимпиаде в Сочи. Его подменяет другой, у которого есть свой район. Ещё один участковый буквально за несколько дней до трагедии ушел на пенсию", - говорят собеседники.

По сведениям 47news, на данный момент в Приозерском ОМВД открыта одна вакансия на должность участкового. При этом зарплата, даже для Петербурга, вполне сносная — 30 тысяч рублей. По словам собеседников в Главке МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, причина в столь большой нагрузке на участковых - пресловутая реформа. "Зарплата стала больше, но, последовавшие за этим сокращения не пошли на пользу. Не может участковый при нормативе в 2,5 тысячи человек в зоне ответственности отвечать за 7 тысяч", - сетуют полицейские.

Конкретно в Приозерском районе количество участковых сократилось с 25 до 16 человек.
Полицейские, знакомые со спецификой Приозерского района и ранее служившие в местном ОМВД, рассказывают: "Ближайший к Кузнечному пункт полиции находится в Приозерске. Ехать на вызов около получаса. Это если нет грузовиков с местного карьера, которые зачастую создают пробку. Даже если на очередной звонок о семейной ссоре или неадекватном поведении полицейский всё бросит и помчится на вызов, того, кого хотят убить — убьют".

При этом, как стало известно 47news, в распоряжении местных полицейских, заступающих на сутки, всего одна машина УАЗ. "Предположим, поступил вызов из Кузнечного. А машина находится в Сосново, что за сто километров. Ей придется сначала вернуться, а потом следовать в адрес", - делятся бывшие сотрудники Приозерского ОМВД. "В таком случае просим заехать коллег из ГИБДД и патрульно-постовой службы, если они поблизости. Но они не имеют права заходить в адрес. Это, скорее, психологическое воздействие".

Письма психопату

Заместитель главы администрации Приозерского района Павел Сильчук прокомментировал случившееся: "Этот мужчина стоит на учёте в психоневрологическом диспансере. Прописан в Санкт-Петербурге. Для нас случившееся — шок. Говорят, это весеннее обострение. Мы будем ходатайствовать о том, чтобы его изолировали от общества. И вообще, это полиция и врачи должны были следить за его состоянием".

По словам главврача больницы в Кузнечном Натальи Мерзляковой, подозреваемый в убийстве действительно состоит на учёте, но нести ответственности за него местные врачи не могут по определению: "У нас в штате нет психиатра. Он числится за Приозерской ЦРБ. За последний год его два раза принудительно доставляли на лечение". Мерзлякова вспомнила: "В декабре 2013-го его брали с участием врачей, полиции и МЧС. У него в квартире два балкона, выходящие на разные стороны. Пока он стоял на одном и разговаривал с врачом, сотрудники МЧС по пожарной лестнице проникли в квартиру со стороны второго балкона, а полицейские его нейтрализовали".

На вопрос 47news, какие меры воздействия есть в распоряжении местных врачей, Мерзлякова лишь посетовала: "Мы просто передаем ему просьбы врачей из Приозерска явиться на ежемесячное обследование. Можем передать ему даже письма и телеграммы с требованием. Большее не в наших силах".

Sweet Home

47news нашел психиатра Приозерской ЦРБ Игоря Яшина, в ведении которого находится подозреваемый в убийстве. "Сегодня пациент направлен в Рощинскую психиатрическую клинику. До этого он находился на амбулаторном лечении и получал за счет государства лекарства. Провоцирующим фактором его поведения послужило принятие алкоголя на протяжении нескольких дней. В это время он не принимал таблетки".

Яшин также рассказал, что последняя госпитализация его подопечного произошла в декабре 2013-го. "С тех пор он ежемесячно являлся в больницу. Но последнюю явку пропустил. Позвонила его мать. Рассказала, что ее сын не отвечает на звонки". По словам доктора, это произошло за неделю до убийства. На вопрос 47news, какие рычаги воздействия при этом имеются в распоряжении больницы, психиатр ответил прямо: "Мы звоним, пишем, передаем через местных врачей, напоминаем, больше ничего поделать не можем".

Доктор также отметил: "Он признан дееспособным, в ином случае ему бы был назначен опекун". В заключение Яшин объяснил: "В момент совершения преступления пациент был в острой фазе психопатического состояния. Это было зафиксировано врачами при его доставке в больницу. В случае, если суд признает его невменяемость, он будет подвергнут принудительному лечению".

На вопрос 47news о том, возможна ли ситуация, при которой местный сумасшедший будет вновь отправлен на амбулаторное лечение домой, доктор повесил трубку.

Виктор Смирнов,
47news