Побочным эффектом реформы МВД стал пробел в региональном законодательстве. С декабря 2013 года в Ленобласти нет структур, уполномоченных выписывать штрафы тем, кто выходит на хрупкий лёд водоемов. Зато есть вертолёты, каждый вылет которого обходится в 130 тысяч рублей.

Чиновники комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области намерены инициировать внесение изменений в областное законодательство. Поправки должны заполнить юридический пробел, из-за которого стало некому штрафовать рыбаков, которые, несмотря на введённый в 14 районах 14 января запрет, выходят на лёд водоёмов.

Необходимость законодательных изменений в комитете правопорядка обосновывают юридическими казусами, вызванными реформой МВД 2011-го года, в ходе которой милиция была переименована в полицию и выведена из совместного подчинения федеральной и региональной власти.

Как писала Фонтанка.ру, в сентябре 2013 года Верховный суд России определил, что "полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации". По закону же, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Федерации, могут рассматриваться только уполномоченными органами региональной власти. Иные структуры не вправе ни выносить постановления по подобным правонарушениям, ни составлять протоколы.

В список административных нарушений входит и запрет выхода на лед. В Ленинградской области оно регулируется статьей 7.1 областного закона от 02.07.2003 47-ОЗ "Об административных правонарушениях". Данная статья определяет административную ответственность за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Ленинградской области и предусматривает административные штрафы: для граждан от 2000 до 2500 рублей, должностных лиц от 4000 до 5000 рублей, юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

По ряду статей орган, выносящий постановления по правонарушениям, был определён, однако это не коснулось "рыболовной" статьи. И по-прежнему любители рыбалки активно продолжают рисковать жизнью. По мнению комитета правопорядка, на нарушение запретов рыбаков стимулирует, в том числе, и отсутствие реального финансового наказания за правонарушение.

Как сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе ГУ МЧС по Ленинградской области, 28 февраля в правительстве Ленобласти состоялось очередное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, с участием руководства регионального МЧС. Среди прочих поднимался и вопрос пробеле в областном законодательстве, в части неопределенности структур, обязанных протоколировать нарушения правил охраны жизни людей на водных объектах. С просьбой найти решение проблемы к областному правительству обратился начальник Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Ленобласти Геннадий Корсунов.

Собеседники корреспондента 47news в правоохранительных органах подтвердили, что такая проблема действительно есть. Хотя, после проведения реформы МВД накладывать штрафы полицейские уже не могли, до декабря 2013 года они по-прежнему выезжали на места нарушений правил охраны жизни людей на водных объектах. Полицейские составляли протоколы, которые затем отправлялись в комиссии об административных правонарушениях районных администраций, которые их рассматривали и принимали решение о наложении штрафов. С декабря 2013 года, после внесения поправок в областной закон 47-ОЗ, такая деятельность полицейскими не производится, хотя, сами правоохранители совсем не против осуществлять подобные функции.

Озабоченность полицейских любителями неправомерной рыбалки вполне объяснима. Розыскные дела по факту пропажи рыбаков являются для них проблемой, как с точки зрения общественной резонансности, так и со стороны формирования негативной статистики.

Корреспондент 47news задал вопрос главному специалисту комиссии по административным правонарушениям администрации Приозерского района Ленобласти Оксане Барановой "в компетенции какой региональной инстанции сейчас находится составление протоколов по фактам незаконного выхода на лед?". Она посоветовала журналисту попробовать узнать это из текста областного закона 47-ОЗ.

- К сожалению, я не могу этого найти в тексте, - удивился корреспондент.

- Вот и мы не можем. Кто должен составлять такие протоколы региональным законодательством сейчас не регламентировано. Говоря проще — составлять их некому, - ответила она.

Согласно данным областного МЧС, одним из лидеров по незаконному выходу граждан на лед в этом году стал Кингисеппский район Ленобласти. Ответственный секретарь комиссии по административным правонарушениям администрации Кингисеппского района Галина Белясникова, сообщила корреспонденту 47news, что с декабря 2013 года штрафы за такие правонарушения комиссией не накладываются. "По закону, в данный момент никто не имеет права составлять протоколы. Нет протоколов — нет и штрафов. Насколько я знаю, администрации сельских поселений выезжают на места, проводят беседы с нарушителями, но никаких мер административного воздействия у них нет. Да и вообще ни у кого нет", - сказала Белясникова.

Ближайшее заседание Законодательного собрания Ленинградской области должно состоятся не раньше середины апреля. Таким образом, даже если депутаты внесут соответствующие поправки в областной закон 47-ОЗ, в этом году его принятие уже не изменит ситуации, хотя, может положительно сказаться на обстановке следующего зимнего сезона.

Стоит отметить, что один вылет вертолета МЧС для спасения дрейфующих на льдине рыбаков, в ведомстве оценивают в 130 тысяч рублей. За январь-март 2014 года вертолеты, имеющиеся в распоряжении ГУ МЧС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, вылетали для спасения рыбаков с дрейфующих льдин четыре раза. Всего со льда в Ленинградской области сотрудниками МЧС было снято более 150 человек. После запрета выхода на лед на водоёмах Ленобласти погибли пять человек.

Артем Шалякин, Виктор Смирнов,

47news