На апелляции в Леноблсуде Александр Соболенко православно извинялся и целовал жену. Та называла его Седовлаской и неодобрительно смотрела на прессу. Судья перебивала обвинение интересной фразой: "Ты ее палкой". Пока тройка совещалась, адвокаты говорили "ну и рожи", а прокурор взывал к здравому смыслу. При этом свет в зале гас три раза.

В одном из залов заседаний Ленинградского областного суда в пятницу, 14 марта состоялось апеляционное заседание по делу бывшего главы администрации Всеволожского района Александра Соболенко. Рассматривались претензии сторон к решению Всеволожского городского суда Ленинградской области.

Всеволожский городской суд 31 октября 2013 года признал Александра Соболенко виновным по статье 286 пункт "а" части третьей УК РФ - "Превышение должностных полномочий". В связи с этим Соболенко был приговорен к трем годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с функцией с исполнением власти, выполнения распорядительных и хозяйственный функций в государственных органах власти. Суд принял решение наказание считать условным с испытательным сроком два года.

Поскольку заседание началось с часовым опозданием, у 47news была возможность наблюдать за обеими сторонами процесса. Так как коридор перед дверьми в зал разделяла полуперегородка, получилось так, что Соболенко с женой и двумя разнополыми адвокатами и противоборствующая группа сидели раздельно. Разнилось и поведение. Если шесть человек потерпевших по делу бурно обсуждали перипетии истории, длящейся более года истории, то Соболенко был меланхоличен и вяло перебрасывался фразами с адвокатами. Корреспондент ненавязчиво интересовался настроем, но получил ответ: "Нет меня уже в области. Нет" (тут журналист вспомнил, как еще в конце января этого года ему рассказывали в правительстве Ленобласти о том, что Соболенко собирает документы на новый загранпаспорт). Остальные вопросы пресекла жена: "Саша, молчи, не говори ему ничего". Бывший глава района послушался.

Когда участники процесса все же зашли в зал заседаний погас свет. К коллапсу это не привело, поскольку солнца из окон хватало. Стало даже уютней. Выяснилось, что корреспондент 47news привалился спиной к выключателю. Позже, во время заседания эту же процедуру повторят еще двое — судебный пристав и сотрудница суда. Единственным местом посадки для 47news, оставшемся в небольшом кубическом помещении суда, остался стул рядом с Александром Соболенко. Поэтому журналист невольно наблюдал его эмоции.

Заседание началось с того, что судья Степанова по причинам процессуального характера удалила из зала суда одного из свидетелей потерпевших. Далее был зачитан приговор Всеволожского суда, стороны заявили ходатайства. Сторона потерпевших требовала ужесточения приговора до четырех лет реального ограничения свободы, а адвокаты Соболенко настаивали на отмене обвинительного приговора. Аргументировали так: "Всеволожский суд не оценил доводы защиты, которые по объему, научной базе и прочим немаловажным параметрам".

Все это время Александр Соболенко сосредоточенно читал документы находящиеся в раскрытой папке и периодически ожесточенно протирал очки. Лишь в тот момент, когда выступали потерпевшие, Соболенко потер костяшки пальцев. Видимо по прошлой боксерской привычке.

Выступавший прокурор настаивал на изменении приговора в связи с тем, что в нем заложено нарушение уголовного права и здравого смысла. Объяснял так: "Из текста приговора выходит, что Соболенко не только условно осужден, но и условно не может занимать государственные посты". Внятной позиции прокуратуры по ужесточению наказания корреспонденту расслышать не удалось.

В этот момент супруга Соболенко вытащила из сумочки бутылек с каплями и "пластик" с водой, после чего тот накапал в пробку энное количество лекарства и залпом выпил. Красивая и темноглазая судья Степанова, слушавшая прокурора, метнула на Соболенко взгляд. Показалось, что сочувственный. Может в связи с этим, она попросила помощницу открыть форточку. Когда та замешкалась, судья, не обращая внимания на выступавшего прокурора, обернулась и раздраженно сказала: "Ты ее палкой открой, вон она — в углу".

В общем было по домашнему.

Наверное, весенний ветер, залетевший из форточки, подействовал на выступавшего следом адвоката Саболенко. Защитник Афанасьев в хорошем костюме был подвижен, плавно, но активно жестикулировал, склонял голову и грамотно работал интонацией. Речь сводилась к тому, что потерпевшие путаются в показаниях и оговаривают. Театрально выдохнув, Кони современности устало сел.

Когда Александру Соболенко предоставили последнее слово, тот грузно встал на всю площадь ступней 47-го размера и оправил выбившуюся голубую рубаху минимум 56-го: "Я благодарен потерпевшим. Вот уже четыре месяца я отлучен от власти и никогда туда не вернусь потому что переосмыслил свою деятельность за последние тридцать лет. Я понял, что такое власть (коннотация была в смысле власть — зло — ред.). Как верующий человек, я извиняюсь перед потерпевшими. Прошу также учесть суд, что у меня на иждивении малолетний ребенок и мать инвалид в Белоруссии, а сам я, пребывая на службе, подорвал здоровье и мне требуется лечение".

Последние строки щемящи, а ими редакция посоветовала бы начинать мемуары.

Не менее интересным оказалось время когда судьи удалились в совещательную комнату. Потерпевшие смирно сидели на своих местах, а Соболенко сразу двинулся к адвокатам. Не бурно и вполголоса перебрасываясь фразами, они образовали кружок из которого корреспондент смог услышать только фразу брошенную адвокатом дамой в сторону противников: "Ну и рожи".

В это время неожиданно включился экран плазмы через который проходит удаленное общение суда с арестованными и находящимися в других городах. На нем, присутствующие увидели испуганную женщину перевязанную пуховым платком в судебной клетке. Подбежавшая сотрудница суда строго спросила у нее: "Вы Фируза Тимуровна?" и, получив утвердительный ответ приказала: "Ждите".

Экран с Фирузой погас.

Через полчаса бывший глава администрации вырвался из адвокатских сетей и вернулся к жене, за что получил поцелуй, поглаживание по голове и эпитет "Ты моя седовласка". В углу мирно щебетали сотрудницы суда, по словам которых выходило, что высокие мужчины лучше.

Примерно через час идиллия была нарушена. Раздался неприятный, режущий слух сигнал, извещающий о том, что суд все сделал и идет. Все встали. Четко но быстро судья Степанова вынесла приговор. Резюмируя выходило, что Ленинградский областной суд внес уточнения в приговор Всеволожского городского суда: определение "условно" не должно касаться формулировки о запрете занимать должности в госорганах. Таким образом суд согласился с прокуратурой. Апелляционные жалобы сторон суд не удовлетворил, а также сообщил, что с этого момента приговор Всеволожского городского суда вступил в законную силу и может быть обжалован в кассационной инстанции в течение года.

Александр Соболенко и его адвокаты стремительно ретировались. На вопрос 47news о планах обжалования Соболенко бросил: "Без комментариев". Потерпевшая сторона также затруднилась ответить на этот вопрос, но сообщила: "Мы вообще судиться не хотели, извинился бы сразу и на том бы и закончилось".

Виктор Смирнов, 47news