Для депортируемых мигрантов создают комфортную среду. Перед высылкой душевным здоровьем иностранцев займется психолог. Библиотекарь подберет приличную книгу, а культработник организует досуг. Корреспонденты 47news примерили роли сотрудников УФМС, вспомнили о "Крестах" и выслушали мнение о толковых пуэрториканцах.

Редакция 47news во вторник, 4 февраля, по привычке просматривая сайты государственных органов в надежде обнаружить что-либо существенное для жителей Ленобласти, наткнулась на объявление Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, размещенное на сайте ведомства. Из него стало ясно, что УФМС готов пополнить свои ряды 21 штатной единицей различной специализации. Количество вакансий удивило. Как и сами специальности.

Преамбула объявления выглядит так: "В связи с созданием специальных учреждений ФМС России, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или принудительному выдворению за пределы РФ, требуются работники".

Как выяснилось, речь идет о центре содержания нелегальных мигрантов в Красном Селе. За неимением альтернативы в него свозят нелегалов из города и Ленобласти. Расчетная вместимость центра составляет четыреста человек. Поскольку процесс выдворения нарушивших правила пребывания в РФ продолжителен и непрост, иностранцы могут пробыть под надзором сотрудников УФМС от месяца до полугода. Известно также, что с 1 января 2014 центр сменил подведомственность — перешел от МВД к УФМС. Возможно, именно с "новой метлой" связано значительное пополнение штата.

Объявление гласит, что центру, в частности, необходимы дворники, плотники, сантехники и мойщики посуды. Здесь 47news мог бы напомнить чиновникам, что вышеуказанные ремесла вполне освоены проживающими в центре иностранцами. Второй условный блок - это медики: медсестра, фельдшер и медицинский дезинфектор. Помимо данных специалистов требуются: программист, оператор стиральных машин, начальник гаража, экономист и калькулятор. УФМС ищет также переводчика. Хотя, заметим, что искать надо полиглота, как минимум владеющего узбекским, таджикским и молдавским языками.

Но более всего корреспондентов заинтересовали сугубо гуманитарные специальности: библиотекарь, психолог и культорганизатор. На неизбежный вопрос: "зачем" 47news попытался ответить эмпирически.

Библиотекарь

Один из корреспондентов 47news, с точки зрения редакции, наиболее подходящий на роль библиотекаря, связался с отделом кадров УФМС. По легенде — звонила 25-летняя выпускница Института культуры и искусств, работающая библиотекарем в Гатчине.

Собеседник в отделе кадров изумился: "Девушка, вы вообще понимаете, что это за центр?!" После уверений, что понимание есть, корреспонденту сообщили, что библиотеку нужно будет создавать с нуля. Какие книги и какой объем фондов необходим, библиотекарь, по словам нанимателя, должен рекомендовать сам. 47news предположил, что такой подход ставит наполнение библиотеки в зависимость от вкуса конкретного специалиста. Например, если новоиспеченный сотрудник увлекается классическим фэнтези Роджера Желязны, то возможно, что через некоторое время мигранты станут именовать друг друга не иначе как "рыцарями Авалона". Если же новый сотрудник очарован историей Франции, велика вероятность, что на полках появится экземпляр "Непобедимых беженцев" о преследованиях гугенотов. Но, возможно, придется подчиниться вкусам читателей и закупать монографии ученого-литературоведа Расул Ходи-заде.
 
Вознаграждение за просветительскую миссию более чем скромное - после вычета налогов остается 13 тысяч рублей. График стандартный — пятидневка, с 9:00 до 18:00. Порадовало обещание обеспечить компьютером и помещением. Работать библиотекарю придется без поддержки, поскольку в штатном расписании предусмотрен только один "архивариус". Предполагается также, что мигранты будут приходить за книгами самостоятельно. Ожидается даже очередь: "Таджики и узбеки очень любят читать. И очень ждут открытия читальни", - сообщил сотрудник УФМС. На вопрос о безопасности собеседник предупредил: "Охраны для библиотекаря не предусмотрено".

Поскольку центр для мигрантов является местом временного содержания, 47news вспомнил о другом, пока более известном "центре" - 1-ом следственном изоляторе "Кресты". Возможно, опыт УФСИН поможет УФМС. Как известно от бывших сотрудников изолятора, библиотекарем последние сорок лет в "Крестах" работает одна и та же женщина. Возможно, это говорит о том, что работа в спецучреждениях затягивает и текучки кадров в центре удастся избежать. Из литературы арестанты "Крестов" предпочитают самоучители английского и юридическую литературу. Как нам рассказали 47news, учебники по юриспруденции востребованы - под стражей многие стараются овладеть искусством составления жалоб. Завершают топ интересов - любители пройтись по классике. Источником же пополнения фондов часто являются районные библиотеки.

Психолог

Некоторое время спустя, корреспондент 47news, похожий на доктора Курпатова, набрал тот же номер отдела кадров УФМС и представился дипломированным психологом. По легенде, место работы - колледж и параллельное преподавание прикладной психологии. Уже знакомый голос для начала предупредил, что платят мало.

В чем конкретно заключается работа психолога в центре, в отделе кадров уточнить не смогли, так как "еще нет методических указаний от руководства УФМС". Как и в случае с библиотекарем, сослались на то, что должность новая, не обкатанная, но охарактеризовали контингент: "В основном, это взрослые иностранные граждане, нарушившие правила пребывания на территории РФ и ждущие депортации за границу. Время пребывания в центре у них разное". Сотрудник особо подчеркнул: "Среди них могут попадаться и криминальные элементы".  

Зачем на самом деле нужен психолог в центре для мигрантов - можно только предполагать. Возможно, для снятия стресса от перспективы принудительного выезда с места работы и потери возможности содержать семью. В этом случае миссия представляется благородной.

По вышеописанной аналогии с "Крестами", 47news узнал, что в изоляторе до последнего времени работали шесть психологов. Трое работают с сотрудниками, трое - с контингентом. В обязанность первых входит мониторинг психологического состояния надзирателей и сигнализирование в случае тревожных симптомов. Психологи же, работающие с арестантами, заняты в основном знакомством с вновь поступающими — результаты исследования психотипов могут влиять на рассадку по камерам. Оценивается также склонность к суициду и конфликтность. При этом бывшие сотрудники отмечают, что работа психологов носит, скорее, формальный характер.     

Культработник

Заключительной должностью, на которую редакция попыталась устроить своего сотрудника, оказался культработник. По легенде, опытный 30-летний аниматор заинтересован в работе в серьезном государственном учреждении. Выяснилось, что  заработная плата у культработника самая низкая среди выбранных специальностей — чуть более 11 тысяч рублей. Но сотрудник УФМС подчеркнул: "Зарплата невысокая, но есть ежеквартальные премии в размере около восьми тысяч рублей". Как и в вышеописанных вариантах, о функциональных обязанностях этой штатной единицы  ничего не известно. Сообщили только о строгой проверке кандидата: "В течение месяца будем проверять вас и ваших родственников на предмет судимости, потом посмотрим". Помимо этого, потенциальному культработнику сообщили, что контингент разношерстный: "Невменяемых у нас нет, - отправляем в психушку, но буйные присутствуют". На вопрос: "Как обстоят дела с опасными заболеваниями" - корреспонденту под личиной аниматора сообщили, что встречаются и СПИД, и туберкулез.

Инициативный вопрос о возможности устраивать массовые игры в спортзале было пресечено на корню: "Спортзала нет". Насколько понял наш "культработник", возможности перенести культурные мероприятия во двор также не имеется.

Как известно, в пенитенциарных заведениях проблема досуга арестантов решается по советским лекалам. Чаще всего это концерты самодеятельности, театральные постановки и конкурсы ремесел, например, на лучшее изделие из хлеба. Можно предположить, что, если в центр для мигрантов на работу выйдет личность, увлеченная театром, то, возможно, в скором времени на афишах появится новый Отелло в исполнении артиста по имени Мансур. Не следует также забывать о стенгазетах. Известно, что этот жанр многих вывел в люди.

Итоги трудоустройства

Примечательно, что ни у одного из претендентов не спросили ни об опыте работы, ни об образовании. Можно сказать, что легенды были заготовлены зря. Отметим также, что, судя по неподдельной радости в голосе сотрудников отдела кадров, желающих работать библиотекарями, культработниками и психологами в центре для мигрантов немного.

Несмотря на невысокие зарплаты, в сумме на содержание трех новых "гуманитарных" единиц ведомство потратит чуть менее 550 тысяч рублей в год без учета премий, но с учетом налоговых отчислений.

В пресс-службе УФМС прокомментировали необходимость только одного специалиста: "Фактически культработник будет исполнять обязанности соцработника, например, помогать с освоением законодательства и подбором литературы". На вопрос, что будет делать в таком случае библиотекарь, 47news ответа не получил.

Толковые пуэрториканцы

Инициативу с привлечением "досуговых" специальностей прокомментировал писатель, историк и публицист Лев Лурье. "Идея хорошая. Этот центр может служить неплохим местом стажировки для студентов восточного факультета, - переводчики могут проходить практику, изучать диалекты, а сама среда питательна для развернутых этнографических интервью. Также эти должности, могут представлять интерес для спецслужб и полиции в качестве удобной базы для вербовки и внедрения", - поделился размышлениями Лурье.

В заключение писатель предложил, обращаясь, по всей видимости, к руководству УФМС: "Вместо того, чтобы высылать мигрантов домой, было бы лучше обучать их чему-нибудь полезному, например, санитарному делу: "Как пуэрториканцы в США. Они старательные. От них есть толк".

Виктор Смирнов — "культработник",
Мария Березина — "библиотекарь",
Артем Шалякин — "психолог",
47news