В областной психиатрической больнице системно берут деньги за размещение душевнобольных. На скрытой  камере виден банковский подход и слышен "босс", которому докладывают о финансовом урожае. Риски участников процесса серьезны, по мнению шефа, у них "отсохнут руки".

В распоряжении 47news оказались записи с камеры скрытого наблюдения, бережно установленного инкогнито в одной из психиатрических больниц Тосненского  района Ленинградской области. Предположительно, кино снято в кабинете заместителя главного врача по медицинской работе Ленинградского областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Ульяновская Областная психиатрическая больница" Игоря Светашова.(Учредителями заведения в равных долях значатся областное КУГИ и комитет по здравоохранению Ленобласти). Судя по датированию, запись произведена в декабре прошлого года.

Сухие руки

Когда ловят за руку чиновника или полицейского, инцидент преподносится публике как единичный факт, несмотря на подозрения о системности процесса. Видеосъёмка из областного лечебного учреждения для душевнобольных даёт редкую возможность наглядно оценить скрытую от посторонних глаз бизнес-модель конвейерного типа. Суть её заключается в том, что с родственников неадекватных клиентов взымается плата за госпитализацию и нахождение в больнице их близких. По информации 47news, за то, чтобы больного приняли на стационарное лечение, берут от пяти до тридцати тысяч рублей. Цена варьируется в зависимости от состояния здоровья и визуальной оценки благосостояния. Дальнейшее пребывание в больнице стоит десять тысяч рублей ежемесячно. Если судить по дальнейшей  видеозаписи, то есть услуги "правильного" освидетельствования.

Поскольку учреждение является казенным, ему разрешено оказывать через кассу платные услуги, но, как рассказала в телефонном разговоре главврач больницы Татьяна Попова, по факту этого не происходит. "Мы платных услуг не оказываем. Деньги за них уходят государству, мы их не видим. Если бы мы были бюджетным учреждением, деньги поступали бы нам, - ответила Попова и добавила. - Но мы этого не хотим. И так головной боли хватает, свободные койки редко бывают, да и грешно с душевнобольных деньги брать, у того кто это делает - руки должны отсохнуть".



По информации комитета по здравоохранению Ленинградской области, в Ульяновской областной больнице 260 коек. Если предположить, что ответственные лица соблюдают осторожность и, например, половину мест отдают "бесплатникам", то простой подсчёт даёт цифру не менее двух миллионов рублей в месяц дохода.  

Деньги, судя по записи, стекаются к человеку, похожему на начмеда Игоря Светашова.

Просмотрев часы видео, 47news сделал вывод, что как и в бизнес-среде, на территории больницы действует конкуренция и динамичное ценообразование. В одном из эпизодов, предположительно, начмед Игорь Светашов и, предположительно, врач, обсуждают предрассудительное, с их точки зрения, поведение некого конкурента: "Не, ну извини меня, с такими ценами, все родственники страдали... и с четвертой тягал в свое время. ….ведь даже 100 тысяч брал... вот я жадным не буду", - говорит человек в халате (на взгляд редакции, это смягчающие обстоятельства).

Исходя из видеосъёмки, также можно сделать вывод о гуманности. Так, в одном из эпизодов обсуждается потеря банковской карты и невозможность заплатить за очередной месяц пребывания одним из пациентов, который просит отсрочки. Действующие лица великодушно и единодушно решают подождать и принять деньги позже сразу за два месяца. В то же время, судя по видеозаписи, за должниками строго следят. Тот же человек голосом, похожим на голос Игоря Светашова, в телефонном разговоре, после перечисления должников, наставляет подчиненную: "Ну дергайте за половые органы их... Савина не забудьте подергать. Это все ваши, которые на четверке, ну и дергайте".

Наказанием для неплательщиков, насколько стало ясно из разговоров героя видео с персоналом, являлась выписка из больницы, несмотря на состояние и диагноз (а вот этот нюанс может затмить предыдущую минимизацию и оказаться отягчающим).


На всю голову босс

Показателен эпизод, когда "человек, похожий на начмеда" заставляет подчинённую переписать журнал поступлений больных. Речь, по всей видимости, идёт о том что, больного не бесплатно выписали в невменяемом состоянии по просьбе друга, но об этом стало известно и была инициирована проверка. По информации 47news, речь идет об инциденте, в котором участвовал сотрудник приемной петербургского депутата и некие лица, пытавшиеся переоформить квартиру этого сотрудника.

"Всю эту … Татьяна Игоревна отвозит вице-губернатору, - говорит человек голосом, похожим на голос начмеда больницы Игоря Светашова — и дает указание. - Переписать. Перекопировать. А потом весь журнал заново составить. Вперед".

Как известно вице-губернатором, в чьей компетенции здравоохранение области, является Николай Емельянов. Напомним также, что главным врачом больницы является Татьяна Игоревна Попова.

Далее, между собой герои видео в разговоре делают вывод: "...С простым бы человеком скандала не было бы". Что справедливо.

Насколько стало понятно из видеозаписи, о собранной наличности человек, похожий на Игоря Светашова, докладывает какому-то "боссу" с голосом, похожим на голос главврача. Необходимо отметить педантичность предположительного Светашова. Все поступления он аккуратно записывает и аккуратно раскладывает деньги по конвертам.

 

Говорят, проверки

В комитете по здравоохранению Ленинградской области не смогли подтвердить или опровергнуть факт проверки Ульяновской психиатрической больницы в конце 2013 года. Возможно, это связанно с тем, что председатель комитета Арчил Лобжанидзе в данный момент находится в отпуске, а исполняющий его обязанности Алексей Вальденберг сослался на занятость: "Я, по-вашему, сейчас должен совещание прервать и бежать что-то узнавать? У нас 64 медучреждения и постоянно проводятся какие-то проверки. Пишите запрос. В соответствии с законом о СМИ, ответим в течение семи дней".

47news спросил у предполагаемого владельца кабинета, взымаются ли с пациентов деньги, и если "да", то с какой  целью. Игорь Светашов ответил так: “Я, с небольшим перерывом, работаю здесь с 1997 года, и никогда не сталкивался с подобным. То, что вы говорите — это бредоподоподобная чушь”. Руководитель Светашова Татьяна Попова поддержала подчинённого: "В нашей больнице такое не практикуется".

Виктор Смирнов, 47news