Очередной экономический конфликт между предприятиями бывшего пикалёвского комплекса грозит их остановкой. "Базэлцемент-Пикалёво" не собирается работать по невыгодным для себя ценам и ставит условие для партнёра. Владимира Путина пока не ждут.

Системный кризис на предприятиях пикалёвского комплекса снова обострился. Как  сообщил утром понедельника, 20 января, "Коммерсантъ", "Базэлцемент-Пикалёво" и входящий в "Евроцемент груп" завод "Пикалёвский цемент" не договорились о стоимости поставок нефелинового шлама на 2014 год. По предположениям экспертов, если ситуация будет развиваться в этом же направлении, "Базэлцемент-Пикалёво" прекратит поставки шлама, что, в свою очередь, может привести к остановке "Пикалёвского цемента". Для моногорода с  более чем 20-тысячным населением это может закончиться очередным социальным протестом, подобным волне возмущения 2009 года, когда в ситуацию пришлось вмешаться Владимиру Путину.
    
Суть противостояния проста. "Базэлцемент-Пикалёво" хочет поднять закупочную стоимость нефелинового шлама, для единственного потребителя - завода "Пикалёвский цемент". В 2013 году владелец завода, компания "Евроцемент груп", принадлежащая Филарету Гальчеву, отказалась индексировать стоимость закупок. Руководство "Базэлцемента" обратилось в Федеральную антимонопольную службу, которая рекомендовала закупочную цену для нефелинового шлама в 500-520 рублей за тонну. Тем не менее, весь 2013 год поставки продолжались по цене 2012 года — 465 рублей за тонну. Вместе с ушедшим годом закончился и срок действия договора между предприятиями. "Базэлцемент-Пикалёво" настаивает на рекомендованной ФАС цене в 2014 году, "Евроцемент груп" отказывается, ссылаясь на общую негативную экономическую ситуацию.

Дмитрий Николаев, в прошлом директор "Базэлцемент-Пикалёво", а ныне глава администрации города Пикалёво, считает, что рекомендованная ФАС цена вполне конкурентоспособная. "Когда я работал директором завода, мои расчеты говорили, что можно поднять цену без потери рентабельности для производителя продукции", - сказал Николаев в разговоре с корреспондентом 47news. По мнению главы администрации, прекращения поставок шлама приведут к остановке "Пикалёвского цемента".

Нынешний генеральный директор "Базэлцемента" Максим Волков видит ситуацию следующим образом: "Мы сделали оферту на 2014 год с ценами на шлам, рекомендованными ФАС еще в прошлом году. "Евроцемент" отказался, старый договор на поставку кончился. Чтобы никому не портить праздник, мы пролонгировали договор по старым ценам на январь. Январь кончается, не будет нового договора - не будет и отгрузок", - сказал Волков.

Впрочем, он не считает, что прекращение поставок нефелинового шлама приведет к незамедлительному кризису на "Пикалёвском цементе". По мнению Максима Волкова, сейчас шлам сезонно не нужен производителю — рынок потребления цемента в начале года традиционно вялый, компании распродают запасы. Так что и в феврале, и в марте завод может обойтись без поставок сырья, которое станет действительно необходимым в апреле. "Мне кажется, на это они и рассчитывают, настаивая сейчас на подписании договора по старой цене", - подчеркнул директор "Базэлцемент-Пикалёво".

Руководство "Базэлцемента-Пикалёво" утверждает, что поднятие цены на нефелиновый шлам — единственная возможная мера для сохранения работоспособности предприятия. По словам Максима Волкова, более половины себестоимости производства шлама составляет цена газа, которая неуклонно растет. 

Еще одна проблема, заставляющая делать аналитиков негативные прогнозы о будущем моногорода — дороговизна железнодорожных перевозок необходимого сырья, нефелинового концентрата, который доставляется на завод из Мурманской области. Напомним, с 2012 года, после отмены закона о льготных тарифах для предприятий, по поручению Владимира Путина, специально для  ЗАО "Базэлцемент-Пикалёво" была введена денежная компенсация, выделяемая из федерального в областной бюджет. Однако, если в 2012 году на компенсацию стоимости перевозок было субсидировано 360 миллионов рублей, то в 2013 году из заявленных 450 миллионов, предприятие получило только 260. Судьба компенсаций на 2014 год пока не определена. Стоит отметить, что без субсидий от государства цена железнодорожной перевозки нефелинового концентрата превышает его себестоимость, и в итоге предприятие получит чистый убыток.

В комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области корреспонденту 47news ситуацию не прокомментировали.

Таким образом, при постоянно растущих ценах на энергоресурсы и сырьё стоимость продукта  пока остается неизменной в ценах 2012 года, что вызывает серьёзные проблемы для экономической деятельности "Базэлцемента-Пикалёво".

Впрочем, говорить о резком изменении ситуации в худшую сторону не приходится, ведь трения между поставщиком и покупателем шлама стали уже традицией. "В ноябре 2012 года к нам пришло письмо, подписанное Скороходом (президент "Евроцемент груп" - прим. автора), в котором нас уведомляли об отказе от поставок в полном объеме нашего известняка в следующем году, - рассказал Максим Волков. - Мол, купят только 286 тысяч тонн вместо 469, так как собственный известняк обходится им дешевле. А теперь мы получаем претензию на 16,6 миллионов рублей неустойки за недопоставку по договору".

Пресс-служба "Евроцемент груп" на вопрос корреспондента 47news о сути текущего конфликта ограничилась официальным заявлением: "Между ЗАО "БазэлЦемент-Пикалёво" и ЗАО "Пикалёвский цемент" подписано дополнительное соглашение о пролонгации договора поставки белитового (нефелинового) шлама на январь 2014 года на прежних условиях. Предложение по заключению договора на поставку нефелинового шлама на прежних условиях на следующий период официально направлено на глинозёмный комбинат. Продолжается переговорный процесс. Угроз для взаимной работы предприятий нет. Позиция ЗАО "Пикалёвский цемент" по известняку направлена в ЗАО "БазэлЦемент-Пикалёво".

В компании заверяют, что поднятие закупочной цены на шлам до 520 рублей за тонну сделает их продукцию еще более неконкурентоспособной в связи со снижением потребления цемента в регионе. Повышение цены же неизбежно приведет к сокращению объёма закупок нефелинового шлама и, соответственно, вообще не изменит создавшееся положение.

Таким образом, ситуация начинает походить на замкнутый круг — повышение цены грозит "Базэлцементу" тем, что единственный покупатель снизит объёмы закупок, а сохранение прежней стоимости — экономическим крахом.

По мнению бывшего руководителя завода "Базэлцемент-Пикалёво" Дмитрия Николаева, высказанному им 47news в начале прошлого года, проблема Пикалёво остается системной. Изначально, до разделения, пикалёвский комплекс занимался комплексной переработкой нефелина, производя глинозём, цемент, соду и поташ. Эта диверсификация была залогом стабильности: если менялась ситуация на рынке одного продукта, предприятие оставалось рентабельным, компенсируя убытки продажами другой продукции. В 2004 году комплекс был разделён на три отдельных завода - глинозёмный, цементный и содопоташный. Издержки на производство у заводов разные, рынки сбыта тоже, отсюда экономические сложности, постоянно возникающие в некогда преуспевающем индустриальном районе Ленобласти.

Тем не менее редакция 47news считает, что конфликт между компаниями, ведущими деятельность в Пикалёво, в который раз будет решён по обоюдному согласию сторон.  Жители рабочего города уже имеют хороший практический опыт по эффективному привлечению внимания руководства страны к своим проблемам. Вряд ли владельцам пикалёвских заводов захочется вновь беседовать с Владимиром Путиным.

Артем Шалякин, 47news