Депутаты областного ЗакСа готовятся принять бюджет-2014 во втором чтении. Он заранее признан спорным из-за дефицитности. Губернатор Александр Дрозденко в интервью 47news рассказал о своём видении законопроекта. Глава региона считает, что банкротство области не грозит, депутатам надо определиться, "туда им или сюда", а муниципалам собирается удлинить финансовый поводок. Сам он готов ограбить банк, но не хочет последствий.

БЕЗДЕФИЦИТНЫЙ КОММУНИЗМ

- Александр Юрьевич, в следующий вторник, 10 декабря, Законодательное собрание рассмотрит законопроект бюджета региона на 2014 и плановый 2015-2016 годы во втором чтении. Во время первого чтения некоторые депутаты непрозрачно намекали, что боятся банкротства Ленобласти. Камень преткновения в спорах между парламентариями и финансистами – ожидаемый 9-миллиардный дефицит бюджета в следующем году. Как губернатор вы не опасаетесь экономического краха региона?

- Никаких страхов у меня нет, никакого краха не будет. На Северо-Западе не осталось ни одного региона, который бы не принял бюджет на следующий год с дефицитом, даже у соседнего Санкт-Петербурга бюджет дефицитный. Это нормальная практика. К тому же, не надо забывать, что у нас бюджет консолидированный, то есть двухуровневый, и состоит из региональной и муниципальной части: регион берёт на себя нагрузку по поддержке муниципальных образований. То есть часть наших расходов уходит на то, чтобы в районах расходов было меньше, и, как следствие, уменьшался дефицит. Условно говоря, у области 15% дефицит, на местах - 5%, а, в конечном счёте, наш общий дефицит не превысит 10%.

А некоторых депутатов, которые возмущенно заявляют, что область - банкрот, мне хочется спросить, понимают ли они, о чем говорят? Никакие мы не банкроты, наоборот, наша финансовая модель как раз устроена так, чтобы и близко не подойти к банкротству.

- Хорошо, если так. Но когда говорят о дефиците бюджета, сразу вспоминают о словосочетании "указы президента". Вопрос, который висит в воздухе: социальные обязательства, которые взял на себя регион – это догма и их обязательно выполнять на 100%?

- Безусловно, указы президента существуют для того, чтобы их выполнять на 100%. Что касается сроков, то предусмотрен переходный период и обозначена итоговая дата выполнения - 2018-2019 год. Я четко убежден и объясняю коллегам: если мы сейчас споткнемся на выполнении указов, то дальше обязательства начнут нарастать как снежный ком. Например, если не увеличим зарплаты учителей в этом году, будем это делать в следующем году наряду с выполнением иных обязательств, и денег нужно будет больше. Долги лавинообразно будут расти.

Лучше сделать дефицит бюджета, занять эти средства, чем создавать отложенные обязательства, которые потом по областному кошельку могут так ударить, что будет уже не разобраться. Наши расчеты таковы: уже к 2019-му году мы выполним все майские указы президента, выйдем на бездефицитный бюджет и будем работать над погашением долгов. Схема, которую мы предлагаем - четкая и понятная. Уверен, областные парламентарии ее поддержат.

А пока такое ощущение, что некоторые депутаты сами не могут определиться, чего хотят. Например, коммунисты голосуют против дефицитного бюджета, и добавляют, что в следующем году хотели бы увидеть строительство моста через Волхов, увеличение объемов строительства жилья и социальных объектов.

- Коммунизм достроить?

- Да, хотят построить коммунизм на бездефицитном бюджете. Только пусть скажут мне, как это сделать, и я сразу начну следовать их предложениям. А некоторые депутаты хотят быть, как в том анекдоте, и умными, и красивыми.

Так вы определитесь, говорим мы - вы туда или сюда. Если хотите расходы, то выскажитесь за дефицитный бюджет. Либо научите, как по-другому. Взять в долг мы можем только под покрытие бюджета.

Если же не занимать, остается один вариант - пойти украсть. Давайте завтра мы с Марковым (вице-губернатор по финансам — прим. ред.) выйдем на большую дорогу… Только даже если ограбление будет удачным, мы в мешках унесем максимум на строительство одного детского садика.

- Здание банка "Россия" из вашего окна как раз виднеется…

- … Только потом мы оба сядем. А новый губернатор и финансист вряд ли найдут другую схему работы.

Знаете, на своей должности я не считаю себя синекурой или патрицием. Я себя считаю менеджером, у меня и все подходы - менеджерские. Вот, сижу своей рукой пишу [показывает исписанные листы] основные направления работы правительства до 17-го года - с цифрами, заданиями. Их будет 12, этих направлений. Мы приняли концепцию развития, затем госпрограммы – сложные для прочтения и понимания документы. И я хочу, чтобы всем всё было понятно. Жителям Ленобласти – в первую очередь.

IMG_3132.jpeg

ПЛАЧ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ

- Отлично, насчёт сложности документов вы сами признались. Направления пишите сами, потому что некому доверить?

- Нет, потому что всегда стараюсь сам досконально разобраться во всех вопросах. Потому точно знаю, что из дефицитного бюджета не надо делать никакой трагедии.

Конечно, есть люфт, за счет которого можно сократить расходы, уменьшив дефицит. Но следом произойдет замедление темпов развития области, чего мы допустить не можем.

Давайте вспомним вторую половину 1990-х, когда доходы и расходы бюджета были равны. И многие упрекали правительство в том, что область довели до дефицита. А дальше что было, помните? Всё, что было заложено в экономике тогда, стало работать и "локомотивом" подтянуло доходы, и бюджет стал расти.

- Вы говорите, что есть люфт для сокращения расходов. Наверное, имеете в виду не рациональный подход к тратам, а практику, при которой комитеты не успевают потратить деньги и появляются переходящие остатки?

- Именно. Раньше у комитетов был принцип – "назаказывать" денег, а в октябре-ноябре прибежать к губернатору с криками "снимите наши расходы". Было в плане 500 миллионов, 100 из них сняли, итого выполнение под сто процентов.

- Об этой практике я слышу несколько лет.

- Вот мы с вице-губернатором Марковым и решили изменить эту систему. Теперь будет так: комитеты могут перераспределять деньги только внутри программы. Если не можете на одну статью потратить деньги, потратьте на другую. Все остальное заберем, а процент выполнения будет зависеть от первоначального плана. Вот и увидим реально, кто как работает. Мы не афишируем, но методику оценки подразделений, которую я обещал ввести, уже ввели.

- Кто-то от нее уже плачет?

- Некоторые плачут, особенно те, кто по два-три месяца не получают премии.

- Чаще других, наверное, депремируют комитет по дорожному хозяйству, ведь остатки по ремонту дорог составляют более миллиарда рублей. То конкурс не успевают провести, то документация подается спорная, в итоге дороги не ремонтируются.

- Есть такой момент. Но, депремируем, поверьте, не только дорожников.

А более миллиарда рублей по дорожному строительству пойдёт как переходящий остаток на следующий год. В плюс к 6,5 миллиардам рублей дорожного фонда 2014 года. Мы же его сделали ровно в размере всех акцизов и остальных платежей, которые зачисляются в дорожный фонд. В текущем году фонд составлял 9 миллиардов рублей, но в итоге адресную программу не смогли освоить.

МИЛЛИАРДНЫЕ МЕЧТЫ

- В своё время Константин Харакозов (экс-председатель комитета по дорожному строительству — прим. ред.) говорил, что мечтой является финансирование отрасли в 12 миллиардов. Этого бы хватило для приведения в порядок всех дорог региона. Получается, что вы своими девятью миллиардами приближаетесь к мечте Харакозова, но этого все равно недостаточно.

- Потому что к мечте надо быть готовым. Если ты о чем-то мечтаешь, должен сам двигаться к ее осуществлению. Если нет проектов, нормально оформленного техзадания, о чем речь? Харакозов об этой сумме мечтал почему? Потому что была схема, предусматривающая единую расценку на все дороги независимо от их состояния. А при Львове (новый председатель комитета по дорожному строительству - прим. ред) комитет перешел на расчет ремонта дорог в зависимости от состояния дороги, то есть на подготовку индивидуальных смет. И это совершенно правильно. Другое дело, что надо проекты хорошо готовить, чтобы не было неосвоения.

Моя четкая позиция - хотите, чтоб у вас было не 7 миллиардов, а 9 - привлекайте деньги в дорожный фонд, зарабатывайте - на дорожной рекламе, на использовании придорожного сервиса, видеофиксации. Пожалуйста, получайте прибыль, стройте дороги, устанавливайте светофоры, отбойники. А не сидите и не ждите, когда вам федеральный бюджет выдаст деньги.

К слову, в результате недорасходования части средств и других факторов у нас будет дефицит в 2013 году не более 9 процентов.

- Не только же из-за дорог вы сократите дефицит?

- Конечно, не только. Во-первых, мы достаточно консервативно рассчитали доходы. Превышение поступлений доходов мы ждем от нескольких источников. Монополисты начали платить налог на имущество, он составляет 0,4% от стоимости имущества и принес нам 1,5 миллиарда рублей дополнительно. В Ленобласть активно инвестируют такие компании российского уровня как "РЖД", "Газпром", "Транснефть" и другие.

В итоге за счет подоходного налога мы имеем плюс к уровню прошлого года порядка двух с половиной миллиардов рублей, также будет рост по акцизу. Итого набегает примерно 4 миллиарда рублей налогов, которые мы не учитывали при предварительных расчётах.

Во-вторых, по расходам кроме дорожной отрасли недовыполнят план многие комитеты. Единственная отрасль, где с этим все в порядке - социальная.

- Вы часто говорите о том, что налог на прибыль составляет значительную часть бюджета и о том, что его платят несколько крупных компаний. Это так называемая консолидированная группа налогоплательщиков, их всего несколько. Есть ли в Ленобласти структуры такого же масштаба, которые могут конкурировать с этими организациями? Так сказать, на всякий случай.

- С крупными компаниями сейчас какая проблема: им разрешили приобретать ряд основных средств, например, движимое имущество, за счёт прибыли. И они начали покупать оборудование – машины, механизмы, чтобы "минусовать" затраты с налога на прибыль. Как следствие, мы получили меньше налога на прибыль от консолидированной группы налогоплательщиков. Я по этому поводу написал письмо премьер-министру Медведеву.

- Просите, чтобы он решил эту проблему?

- Да, ведь это общероссийский тренд. Так как получаем выпадающие доходы, просим оказать целевую поддержку для выполнения указов президента. Что касается крупных компаний, то мы рассчитываем не только на консолидированную группу налогоплательщиков. Мы, кстати, составили список ТОП-20 компаний Ленобласти. Вот он. [Показывает (см. ниже — прим. ред.)]. *

РЕАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

- Если бы у вас была волшебная палочка, что бы выбрали – оставить в качестве главных налогоплательщиков крупных игроков или чтобы такой же налог платил средний и мелкий бизнес?

- Конечно, лучше иметь много компаний, которые будут давать 20 миллиардов рублей, чем ограниченный круг, которые дают то же самое. На деятельность крупного бизнеса влияет мировая конъюнктура, и он четко лоббирует свои интересы.

Что касается налога на прибыль, то открою небольшую тайну. Мы следим за этим показателем в ежедневном режиме. Вот посмотрите данные на конец ноября. [Показывает таблицу]. У нас уже получено доходов в размере 63 миллиарда рублей, в плане мы закладывали меньшую сумму. Я не хочу, чтобы наш регион становился заложником собственных ожиданий. Есть ведь субъекты, где финансисты, чувствуя настроение губернатора, убеждают его ориентироваться на оптимистичный подход к формированию бюджета. Закладывают цифру 10% роста доходов. Сверху добавляют еще 2%, и еще 6% — на инфляцию. Итого рост якобы составит 16%. Но надо ведь понимать, реально ли возрастут доходы, иначе можно оказаться в ситуации, когда доходов нет, а дефицит вырос.

- Смотрю, вам ближе пессимистичный подход?

- Давайте я расскажу, как реально делается бюджет. Мы садимся и говорим: ожидается 10% рост доходов. Но при этом 25% доходов составляет налог на прибыль, а это налог рискованный. Давайте представим, что его собираемость в следующем году упадет — и будем исходить из этих прогнозов. Дальше ведь проще закрывать год, когда доходов появляется больше.

Иногда бывают не состыковки. К примеру, на счетах администраций муниципальных районов есть огромные неиспользованные суммы. Недавно мы называли цифру 11 миллиардов, на сегодняшний день остатки на счетах — около 4,5 миллиардов. Это целевые деньги, которые могут быть освоены только на конкретные объекты, а не тратятся, к примеру, из-за медленной подготовки документации. Вот парадокс: региональная казна ищет деньги для покрытия расходов, в то же время наши деньги лежат на счетах муниципалов мертвым грузом.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПОВОДОК

- По-моему, это уже просто бардак.

- Это наш неправильный подход к муниципалам. Сказывается он в том, что правительство раньше держало их на коротком финансовом поводке. Для жизни давались деньги на три месяца вперед, и они были в прямой зависимости от администрации региона. Я сказал - заканчивайте эту тему. Мы теперь будем финансировать муниципалов месяц в месяц, тем более, что на зарплаты, услуги ЖКХ, отопление у них деньги уже свои есть.

Так что мы сейчас этот поводок удлиняем и в ближайшем будущем хотим их сделать самодостаточными.

- Если бы не было различного рода ограничений, на какие объекты вы бы потратили больше денег, а с каких финансирование бы сняли?

-Как директор области я заинтересован в том, чтобы деньги шли на развитие региона. Потому что развитие потом дает поступление в бюджет. Начинают, скажем, давить на Ялова (вице-губернатор по экономике — прим.ред.) и говорить, вот мы не только даем налоговые льготы, но и тратим деньги на промышленные площадки. Но ведь это та отрасль, где потратив копейку, мы получаем рубль. Также надо инвестировать в ЖКХ, в будущем это сократит расходы. Третья отрасль — энергоэффективность.

Есть затратные инвестиции, к примеру, чем больше мы инвестируем в спорт, тем больше потом тратим из бюджета. К примеру, строим бассейн за 200 миллионов рублей, так теперь 25 надо в год тратить на его содержание. Раньше тратили ноль, и не было катка, а сейчас — 25. Но без инвестиций в человека не обойтись. Так что я за два вида инвестиций – в экономику и человека.

- Вы часто говорите о своем резервном фонде, во время поездок обещаете выдать из него деньги. Что из себя представляет этот безразмерный кошелек и на что вы можете из него тратить?

- Есть два резервных фонда — правительства и губернатора. Первый идет на поддержку муниципальных образований и на поддержку ЖКХ. Резервный фонд губернатора жестко контролируется по целевому использованию и идет на непредвиденные расходы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварий. Свой фонд я сократил на треть, у меня он составляет 500 миллионов рублей за год, раньше он был порядка 800 миллионов рублей.

Зато увеличен фонд депутатов, с одного до десяти миллионов рублей. На эти деньги они могут оперативно закрывать проблемы по авариям, протечкам в школах и подобное. Да, они свой статус повышают. Но почему бы нет: и им хорошо, и жителям области.

- Работа по принятию сложного бюджета возложена на человека, который еще три месяца назад работал в другом конце страны, на финансового вице-губернатора Романа Маркова. Если честно, его риски берете на себя?

- Я все риски Ленобласти беру на себя. Мы проводили соцопрос, население давало оценки властям. Естественно, самая высокая оценка - у президента. Моя оценка ниже и она равна оценке правительства Ленобласти. То есть меня не отделяют от моих подчиненных. Это правильно, хотя я часто думаю о том, что вице-губернаторам надо быть посамостоятельней.

В той самой "программе-12", которую я пишу, расписываю, какие задачи стоят перед конкретными заместителями. Иначе получается, что вот прокололся вице-губернатор, отвечаю я, если что-то хорошее - мы с ним напополам молодцы.

Что касается Романа Маркова, то я взял его на работу, потому что он прекрасно знает финансовую сферу, проработал замруководителя города с населением 350 тысяч человек. Он, как говорится, от сохи и знает все проблемы всех отраслей.

Беседовала Юлия Гильмшина, 47news

* ТОП-20 компаний Ленинградской области по версии Александра Дрозденко выглядит так:

1. ЗАО "Филип Соррис Ижора"

2. Консолидированная группа налогоплательщиков ОАО "Сургутнефтегаз"

3. ОАО "Нокиан Шина"

4. Консолидированная группа налогоплательщиков "Нефтяная компания "Лукойл"

5. Консолидированная группа налогоплательщиков ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти – "Транснефть"

6. ОАО "Российские железные дороги"

7. ООО "Невские пороги"

8. Филиал ОАО "ОГК-2" - Киришская ГРЭС

9. ЗАО "интернешнл пейпер"

10. ОАО "Нокиан Тайерс"

11. Консолидированная группа налогоплательщиков ООО "Новатэк Северо-Запад"

12. Консолидированная группа налогоплательщиков ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс"

13. ООО "Приморский торговый порт"

14. ОАО "Сбербанк России"

15. ООО "Икеа Дом"

16. Филиал ОАО "Силовые машины – ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт "Ленинградский металлический завод" в Санкт-Петербурге, завод Турбоатомгаз

17. ОАО "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат"

18. Консолидированная группа налогоплательщиков ОАО "Газпром"

19. ОАО "Ленинградская управляющая электросетевая компания"

20. ОАО "Мондэдис Русь" (бывший ООО "Крафт Фудс Рус")