Строительство завода по переработке особо опасных отходов в Красном Бору, которое продолжается более 15 лет и уже обошлось в 1,5 миллиарда, вызвало на дискуссию Общественную палату РФ. На встрече посчитали, что, заплатив тысяч 150 рублей СМИ, можно поднять давление властям Петербурга. Бизнес же предложил передать все ответственности ему.    

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по региональным и федеративным отношениям 25 ноября провела на площадке Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга круглый стол под аналогичным по сложности восприятия названием: "Полигон "Красный Бор" - проблемы утилизации особо опасных отходов как необходимое условие безопасного обращения с отходами в целях здоровья населения и экологической безопасности региона". Несмотря размытую формулировку, обсуждалась дилемма - продолжать ли строительство завода по переработке отходов первого и второго класса опасности на полигоне "Красный Бор". Присутствовали восемнадцать граждан из разных организаций, ведомств и экспертных сообществ. Модерировал встречу консультант-эксперт Общественной палаты РФ Александр Казаков. Он приехал из Москвы.

Корреспондент 47News стал свидетелем того, как в пылу дискуссии собеседники озвучили вещи, которые обычно вуалируют фразами общего характера. Например "все берут взятки" или "СМИ нагоняют страху".

Эксперты в сфере экологической безопасности говорили о тонкостях. Обобщая трехчасовую дискуссию, можно сказать так: завод по переработке опасных отходов в Красном Бору строится с 1995 года. Его необходимость обусловлена тем, что возможности полигона "Красный Бор", функционирующего с 1973 года, практически исчерпаны. В недрах так называемых "карт" - ниш в грунте, достигающих 20 метров в глубину, накопилось такое количество химии, что даже присутствовавшие на встрече профессионалы затруднялись сказать, что именно может находиться под сороколетним слоем отходов.

"Там есть даже органика. Нужны исследования, для понимания, что же там на самом деле," - говорил председатель правления экологического союза Семен Гордышевский. По словам присутствовавших на встрече экологов, проблема усугубляется тем, что в "картах" содержится жидкие трехслойные отходы, сверху нефтепродукты, далее водная взвесь, а затем осадок сложной химической структуры.

После разбора научной составляющей участники круглого стола перешли собственно к технологии переработки: сжигание, выпаривание. В рамках вышесказанного о долгострое по переработке жаркую дискуссию вызвала проблема: достраивать завод, проект которого разработан двадцать лет назад, или строить новый по современной технологии. По словам промышленников, до сих пор все попытки решить проблему сводились к одному - всё новым и новым вливаниям бюджетных средств в функционирование полигона. Несмотря на это, видимых изменений нет. "Пожары 2005, 2008 и 2011 годов — прямой путь к экологической катастрофе как минимум регионального масштаба," - заявил Николай Кузьмин, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области.

Необходимо отметить, что полигон в Красном Бору принадлежит Санкт-Петербургу и функционирует за счет федеральных средств, ежегодно выделяемых правительством Российской Федерации. И постройку завода по переработке финансирует также государство. В 2013 году уже потрачено 119 миллионов рублей.

В ходе беседы выяснилось, что в 2011 году одной из инжиниринговых компаний, генеральный директор которой присутствовал на встрече, был предоставлен грант на адаптацию и удешевление технологии переработки отходов первого и второго класса опасности. Уже к 2012 году с помощью Политехнического университета Санкт-Петербурга таковая была создана. В основу были взяты европейские стандарты.

После началось интересное.

"Когда мы пришли к чиновникам города, нам просто отказали," - говорит генеральный директор компании, занимающейся разработкой и строительством оборудования для уничтожения опасных отходов ЗАО "Турмалин" Михаил Востриков — и объяснил на примере: "Если проект стоит 1 миллиард федеральных денег, это чиновнику интересно, если 100 миллионов - то нет". Далее Востриков пояснил: "Когда нам не дали строить в Красном Бору, мы пошли в Красноярск и за год построили завод там". По словам предпринимателя, проект обошелся в 112 миллионов рублей.

Москвич Александр Казаков при этих словах оживился и предложил решение: "Необходимо вынудить город отдать землю полигона бизнесу. И сделать это просто". Дальше пошло по Архимеду, только вместо точки опоры были упомянуты деньги: "Дайте мне 150 - 200 тысяч рублей, и проблема будет решена". Из дальнейшего разговора (модератор встречи упомянул, что эта часть разговора будет вырезана из стенограммы) стало понятно, что имелось в виду информационное воздействие. То есть, если в информационном поле будет присутствовать митинговая риторика, то Санкт-Петербург подумает, отказаться ли ему от полигона в пользу частного управляющего. Например, сдать в аренду.

В конце обсуждения перспективы изложил  Михаил Востриков. Он напомнил, что земля полигона принадлежит Ленобласти, сам полигон – городу, деньги выделяются федеральные.  

- Продайте нам полигон. Наша компания имеет около двухсот аналогичных объектов по России. И через год в Красном Бору будет порядок, - попросил и пообещал он.

P.S. Впервые, после советского периода замалчивания проблемы хранения и уничтожения опасных отходов, о полигоне "Красный Бор" рассказал в программе "600 секунд" Александр Невзоров. Дело было, напомним, в конце 80-х годов прошлого века.

ГУПП "Полигон „Красный Бор“" — крупнейший полигон для размещения опасных производственных отходов на территории Северо-Западного федерального округа. Площадь полигона составляет 73 га. Полигон находится в двух километрах от поселка Красный Бор Ленинградской области, в пяти километрах от МО Колпино и в тридцати километрах от центра Санкт-Петербурга. В могильниках Красного Бора находится более полутора миллиона тонн токсичных отходов.

Виктор Смирнов,
47news