Весна 2014 года принесёт изменения правил дорожного движения. Водить маршрутки и автобусы больше не смогут лица с иностранными правами. В любых новациях есть масса тонкостей, которые привносит жизнь. Вице-губернатор, отвечающий за транспортный блок, Юрий Пахомовский, объяснил суть проблемы. Выражается она в следующем: либо мы будем ездить на общественном транспорте по старым правилам, либо будем доплачивать за безопасность.

Огорчу тех, кто считает, что для меня тема общественного транспорта - нечто далёкое. На служебном Volvo езжу только по рабочим делам. Живу недалеко от Суворовского проспекта в Санкт-Петербурге и часто пользуюсь троллейбусом как средством передвижения. Это удобно, потому что быстро — троллейбус едет по выделенным полосам движения. На 5-м или 7-ом добираемся с женой до  центра - в кино, театр или просто так. Иногда, по хозяйственным личным делам, езжу со своим псом Эндиком — когда говоришь слово "троллейбус", он начинает вилять хвостом. Наверно, ему нравится это слово. А может, и вид транспорта.

Я знаю, что водительский труд очень тяжёлый. Всё время, если ты за рулём общественного транспорта, вокруг тебя люди, некоторые скандалят, кто-то не хочет платить за проезд или желает выйти не там, где это можно. При этом надо не отвлекаться на них, а постоянно следить за дорогой и быть предельно внимательным.

Работодателей в основном интересует и содержание техники, как её эксплуатирует водитель. Многие закупают иностранные дорогие автобусы и хотят, чтобы шофёры ездили аккуратно и ничего не угробили. Принцип "поматросил и бросил" не нравится и в отношении автобусов. При этом перевозчики ставят сотрудникам нереальные планы для получения выгоды. Это не может не привести к нарушениям.

При таком раскладе выгодней нанять местных водителей, которые и дорогу хорошо знают, и правила дорожного движения нарушать не будут.
Но средняя зарплата профессиональных шофёров маршруток, которую они считают достойной и на которую готовы пойти — 45-50 тысяч рублей (столько, они считают, должны платить городские перевозчики).

Большинство компаний такую сумму платить не готовы.

На зарплату примерно в 30 тысяч рублей, а то и меньше, соглашаются приезжие, в основном, граждане бывших союзных государств. Многие из них не имеют опыта вождения, кроме езды на старых "Жигулях" по родным полям и сёлам. Но когда видят современный автобус, почему-то готовы сразу сесть за руль и перевозить пассажиров. А наши не идут на такую работу, хоть стреляйся.

В Ленобласти соотношение водителей с иностранными и российскими правами примерно пятьдесят на пятьдесят. Но это в основном у городских перевозчиков, работающих на нашей территории, и их большая часть. Внешне мы этого не замечаем, ведь есть среди них граждане Украины и Белоруссии, которых не отличить от россиян.

В итоге на сложных маршрутах возле Санкт-Петербурга, где идёт сумасшедшая гонка, работают приезжие. В отдалённых районах компании-перевозчики имеют возможность набрать водителей из числа местных жителей. В том же Бокситогорске или Тихвине предлагаемая зарплата считается нормальной, да и всем лучше, когда водитель работает недалеко от дома. Вот даже журналистам не поступает информация о нарушениях и авариях.

Нам, и властям, и жителям, нужна не джигитовка, а нормальная езда, чтобы водители не нарушали правила. Мы как власть не можем контролировать процесс набора сотрудников в частные транспортные предприятия. Своего государственного перевозчика у нас нет.

Недавно, перед объявлением новых конкурсов на транспортные перевозки, губернатор предложил установить дополнительное требование, чтобы компании брали в штат только граждан России и только с водительским опытом не менее пяти лет. Я искренне поддержал эту идею. Но потом выяснилось, что таким образом мы можем ущемить права перевозчиков, что недопустимо для подобного рода конкурсов. От идеи отказались.

Но жизнь идёт вперёд. Теперь вот приняты федеральные поправки к правилам дорожного движения, согласно которым водители должны иметь российские права. Считаю нововведение правильным, как, наверное, и большинство жителей.

Но в перспективе компании-перевозчики столкнутся с  двумя проблемами. Во-первых, нехватка кадров. Представьте, как они будут набирать 50% штата и откуда. Во-вторых, получение российских прав не гарантирует дисциплинированность иностранных водителей. Нельзя вмиг изменить их привычки и уклад жизни.

Один из наиболее правильных выводов — сделать так, чтобы перевозчики изыскали у себя средства на повышение зарплат водителям, то есть, смогли бы привлечь опытных профессионалов. Скорей всего, разговор зайдёт о необходимости увеличить стоимость проезда на транспорте. Думаю, и население, и чиновники готовы поддержать, ведь лучше заплатить чуть больше, чем попадать в аварии и конфликты. А мы готовы платить за льготников чуть больше, если они будут чувствовать себя в безопасности. Но эта инициатива должна исходить от компаний-перевозчиков, пока этого разговора у нас не было.

Пока приходится рассчитывать на то, что компании будут повышать свою ответственность. Вкладывать, к примеру, большие деньги в свой бизнес, закупать дорогие автобусы и рассчитывать на длительные контракты, которые позволили бы окупить затраты и получить необходимый уровень прибыли. Раз нужно окупать, значит, они будут заинтересованы в увеличении культуры вождения и обслуживания пассажиров и заставлять своих сотрудников работать по правилам.

Вице-губернатор
по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу
Юрий Пахомовский,
специально для 47News