Почта России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в третий раз за год пытается приобрести 269 велосипедов для областных сотрудников. На них пожилые почтальоны должны будут преодолевать более 10 километров в день. Ведомство называет это заботой, а эксперты - системным кризисом.

Управление федеральной почтовой службы по Петербуру и Ленобласти 5 августа объявило конкурс на закупку велосипедов для почтальонов. Заявка на запрос предложений в электронной форме размещена на сайте госзакупок. Итоги конкурса подведут 13 августа. Все 269 штук предназначены для Ленобласти. Сумма контракта - чуть менее 1,2 миллиона рублей, каждый велосипед обойдётся в 4 461 рубль.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ЗАКРЫТИЕ

Даже самый большой оптимист не решился бы сегодня утверждать, что с услугами "Почты России" в Ленобласти все в порядке. Но топ-менеджеры госмонополии не теряют надежды.

Недавно "Почта России" возобновила попытки оптимизации работы, "благодаря" которой в области только за этот год закрылось в среднем по 5-6 отделений в каждом районе. Например, в рамках повышения рентабельности было объявлено о закрытии шести отделений в Лужском районе. Их заменили на передвижные — в деревни корреспонденция и почта приезжает на автомобилях.

Видимо, не менее передвижными ведомство решило сделать и почтальонов, пересадив их на популярный у молодёжи вид транспорта. Вероятно, в этот момент где-то в Москве решили забыть, что средний возраст сотрудников почты приближается к 70 годам.

В ведомстве заодно напомнили, что заботятся о сотрудниках и пытаются соблюсти требования охраны труда. Согласно внутренним правилам, средства передвижения положены почтальонам, доставляющим корреспонденцию на участки, "киллометраж кругового маршрута до которых превышает 10 километров в день". Это в том случае если нет возможности добраться общественным транспортом. Таких маршрутов, по данным ведомствам, в области сейчас 210. Таким образом в планах создать некоторый велозапас.

АСПИРИН ДЛЯ ПИСЕМ

47News опросил чиновников правительства Ленинградской области и выяснил, что в большей мере о текущем состоянии дел могут рассказать на местах соприкосновения услуг и граждан.

Наш корреспондент спросил у главы Сосновоборского городского округа и, по совместительству, председателя президиума совета муниципальных образований Ленобласти Дмитрия Пуляевского мнение об инициативе почтовиков.

"Логика "Почты России" как всегда нарушена. Покупка велотранспорта дело, безусловно, благое. Но картина выглядит примерно так, как если бы онкобольному давали аспирин вместо системного лечения химиотерапией. В области исчезло понятие "свежая пресса", корреспонденция идет неделями, пенсионеров приучают к понятию "задержка пенсии", - ответил Пуляевский.

НЕСЛОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ

Стоит отметить, что попытки провести вышеозначенный конкурс проводятся уже два года, но они завершались безрезультатно. В 2012 году, потерпев неудачу при попытке закупиться железными конями для 83 филиалов разом, ФГУП "Почта России" предоставила регионам возможность заниматься проблемой велосипедов самостоятельно. В 2013 году Управление федеральной почтовой службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уже трижды размещало на сайте госзакупок заказ на 269 велосипедов в форме запроса предложений.

47News попытался понять, почему даже в такой, казалось бы, несложной процедуре, как покупка определенной продукции на имеющиеся деньги, ведомство испытывает трудности.

СЕМЕЙНЫЙ КЛЮЧ НА 28

Как рассказали собеседники в почтовом управлении, сумма, которую планируется потратить, равна чуть менее 1,2 млн. рублей. В соответствии с техническим заданием, стоимость одного велосипеда не должна превышать 4,5 тысячи рублей без учета НДС. За эти деньги заказчик рассчитывает получить велосипеды, окрашенные в фирменный корпоративный синий цвет и с логотипом "Почты России" на раме. Все велосипеды должны быть женской модели с низкой рамой, весом до 17 кг, с диаметром колеса 28 дюймов. Комплектация прописана скромная: багажник, крылья, насос, подпружиненное седло, защита цепи, корзина на руле, "семейный ключ" и боковая подножка.

ПОЧТОВЫЕ ПРИЧИНЫ

47News спросил у начальника производственного отдела Управления федеральной почтовой службы по Петербургу и Ленобласти Льва Шутова, почему череда конкурсов на закупку велосипедов с завидной регулярностью терпит фиаско. Чиновник нашел слова, из которых можно сделать вывод о капризности потенциальных поставщиков: "Продавцов велосипедов отпугивают не условия. Дело в том, что в соответствии с законом о госзакупках, все аукционы, касающиеся транспортных средств, проводятся в форме запроса предложений в электронном виде. А чтобы принять в них участие, потенциальный контрагент должен заранее получить специальный электронный ключ. Это стоит денег, плюс требуется банковская гарантия, то есть работа с банком, который заморозит 5% от суммы сделки". При том, что соблюдение этих условий не гарантирует получение контракта, а только дает право на участие в конкурсе — расстраивается Шутов.

Также он добавляет: "Летом, в высокий сезон, крупные поставщики велосипедов и так получат свою прибыль с продаж, мы им не нужны".

А управляющий делами Управления федеральной почтовой службы по городу и области Владимир Самбур говорит, что проблему можно решить, но отсылает к вышестоящим органам: "Если контролирующая организация - ФГУП "Почта России", разрешит нам проводить запрос предложений на закупку велосипедов не в электронной, а в "бумажной" форме, вопрос решится".

РЫНОК МОЖЕТ

47News спросил одного из крупных велодистрибьюторов, в чем причина неудач "Почты России" на закупочных фронтах. Основатель сети магазинов "Велодрайв" Кирилл Остапенко отчасти подтвердил слова почтового чиновника: "Действительно, многие небольшие компании не участвуют в торгах по причине нежелания заморочиваться электронными ключами, а у многих даже счета в банке нет".

Исходя из параметров, заявленных "Почтой России", Остапенко также предположил, о каких велосипедах может идти речь: "Учитывая, что их нужно красить в цвета почты и наносить логотипы, есть два варианта. В первом случае на окраску можно потратить 1,5 тысячи и она облупится через год. Во втором случае — покраска в камере - внешний вид, соответствующий цветам ведомства, велосипеды приобретут за 3000 рублей".

Дальнейшее — простая арифметика: В минимизированном по затратам варианте, говорит Остапенко, получаем велосипед за 3000 рублей — таких на рынке 3-4 модели. Но их качество оставляет желать лучшего: Через год они потребуют ремонта на 500 рублей, через два придется потратить уже не менее 2 000, а на третий они просто развалятся, уверен Остапенко.

Опрошенные специалисты единодушно выразили мнение, что "Почте России" стоит пересмотреть цену закупки, ориентируясь на планку в 6000 — 7000 рублей за один велосипед. Помимо это участники рынка озвучили предложение: "Мы готовы поучаствовать в конкурсе, но исключительно из имиджевых соображений. Прибыли этот проект не принесет"

АМОРТИЗАЦИЯ "ПО МАТЕРИ"

Мнение рынка прокомментировал Лев Шутов: "Желание приобрести велосипеды первоначально возникло на федеральном уровне в 2012 году. Были произведены расчеты исходя из цен на тот момент с учетом немалого объема и оптовых скидок. Потом концепция изменилась и каждому филиалу в субъектах предоставили право закупаться самому. Вышло так, что количество необходимых транспортных средств перенесли механически, поделив на количество регионов. Так же поступили с суммой. И несмотря на то, что прошло уже два года, стоимость не индексировали. Цена изменилась, а за рамки финансирования мы выйти не можем".

Что же касается износа, амортизации и ремонта велоконей, Шутов объяснил корреспонденту: "Средств на обслуживание у нас не заложенно. Но у каждой почтальонши есть муж с руками из правильного места. С помощью ключа и известной матери все получится. А в целом, мы думаем, что сотрудники будут рады"

Справка:

Численность почтальонов в Ленинградской области - около 3,5 тысяч человек на 550 почтовых отделений. Средняя зарплата составляет 6-8 тысяч рублей.

Венера Галеева, Виктор Смирнов

47News