Церковь Ингрии подала иск к администрации Выборгского района Ленобласти. Причина тяжбы — здание площадью 1000 кв.м. В ход пущен вариативный федеральный закон, уездные традиции и отсылки к финскому прошлому района.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 июня принял к рассмотрению иск Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии города Выборга к Ленинградскому областному комитету по управлению государственными имуществом. Интересы Леноблимущества в суде отстаивает Комитет по управлению муниципальным имуществом Выборгского района Ленобласти. В данный момент суд находится в процессе назначения даты слушаний.

Офицерский пасторат

Предметом судебных баталий является пятиэтажное здание площадью 1000 м. кв. в северной части Выборга. С 2011 года прихожане Евангелическо-Лютеранской церкви пытаются вернуть принадлежавшее приходу до 1944 года здание.

Построенное в 1928 году, оно выполняло функции пастората (жилище пастора вкупе с воскресной школой и хозяйственным блоком). Необходимо отметить, что возведен пасторат был в тот период, когда Выборг находился на территории Финляндии. После Великой Отечественной войны строение было неминуемо перепрофилировано в Дом офицеров. И оставалось таковым вплоть до середины 2012 года, когда Министерство обороны, на балансе которого состояло пространство отдыха офицеров, передало его в ведение администрации города Выборга, которая, в свою очередь, передала особняк администрации Выборгского района.

За это время активисты Церкви Ингрия два раза проиграли суд Министерству обороны с требованием возврата здания в лоно церкви и единожды комитету по управлению имуществом Выборга. Сейчас эстафета тяжб перешла Выборгскому району.

 При этом сейчас Церковь Ингрии в Выборге проводит службы в достойном месте - Соборе Петра и Павла, который является памятником федерального значения. А здание пастората, по словам пастора Владимира Дородния, необходимо религиозной организации для выполнения исторических функций — жилье, воскресная школа, хозяйственные нужды, для устройства, например, дома для престарелых прихожан и сирот.

Белое и острое

47News спросил у администрации Выборгского района о диспозиции перед слушаниями. Юристы комитета имущества бескомпромиссно и аргументированно обозначили свое мнение: "Согласно федеральному закону №327 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" мы можем передать религиозной организации только здание, находящееся в комплексе с существующим религиозным объектом".

После внимательного изучения текста 47News пришел к выводу, что специалисты района несколько вольно интерпретируют третью часть пятой статьи 327 закона о "реституции", в которой говорится о последовательности передачи религиозной организации комплекса культовых и хозяйственных строений и употребляется слово "комплекс". Проще говоря, комитет по имуществу считает, что хозпостройки должны находится в прямой пространственной связи с культовым сооружением. Хотя, по логике вещей, прачечная церкви
или приют могут находиться под патронажем одной церкви, но в разных концах города.

Аргумент же церковных визави об историческом фундаменте прав владения и отсылки к 1928 году отвергают почти без шансов: "По такой логике, надо весь Выборг отдать финнам"

Бесноватые не православные

Юрист Евангелическо-Лютеранской церкви Александр Кудрявцев считает, что процесс передачи бывших культовых сооружений в Ленинградской области идет с переменным успехом. Переменная выражается в различном отношении правительства Ленобласти и муниципальных образований к самому факту возврата. Если первые относятся к реституции нейтрально, не чинят препятствий и даже помогают, то муниципалы порой противодействуют.

"Естественно, что 327 Закон был принят под православную церковь. Но мы не жалуемся. Просто порой обидно, что здания церквей, в которых проводились служения нашей церкви много лет назад, стоят полуразрушенными, но муниципальная власть упорно не желает расставаться со своим "сеном", - говорит он.

По словам Кудрявцева, одним из факторов, который препятствует получению положительного решения от местных властей, является фактор влияния православных батюшек на глав муниципалитетов. Как ни удивительно слышать это в 21 веке, но дореволюционная конструкция взаимоотношений в уездном городке переживает новое рождение.

Например, в поселке Рощино, где Кудрявцев несколько лет назад служил пастором, предыдущий глава поселения сначала с энтузиазмом воспринял мысль о возведения лютеранской часовни. Но после консультации с местным священником категорически отказался от этой идеи. Оказалось, что православный священник напугал главу
администрации словами: "Сначала этих пустишь, а потом яговиты* бесноватые набегут и еще кто. Нельзя их пускать".

В заключение юрист церкви Ингрии, по следам атеистически настроенных юристов из администрации Выборгского района, вспомнил Закон №327: "Дело в том, что в законе есть замечательная по своему правоприменению к не православным церквям фраза, которая порой сводит на нет все наши усилия. Она гласит что "...имущество может быть передано... религиозной организации..".

47News догадался, что может и не быть.

Справка

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (Церковь Ингрии) – российская лютеранская церковь скандинавской традиции. Большинство приходов расположены на территории Ленинградской области и Карелии. Юридически создана в 1992 году, однако свою историю отсчитывает с 1611 года (основания одного из старейших
лютеранских приходов на территории Ингерманландии).

В Ленинградской области насчитывается около 7000 тысяч прихожан церкви Ингрии, а в Выборге - более трехсот
.

* - свидетели Иеговы

Виктор Смирнов,

47News