Руководитель Института прикладной химии Александр Шаповалов видит заговор в своих неприятностях. Фигурантами игры он назвал бизнес и конкретного следователя. При таких активах не обошлось и без цели игры в 700 миллионов рублей.

Пофамильно

Генеральный директор Российского научного центра "Прикладная химия" Александр Шаповалов, в отношении которого правоохранительные органы ведут следственные действия, называет зачинщиком информационного давления совладельца компании "Балтийская строительная группа" Александра Линючева, подрядчика работ по строительству новой площадки института. Силовую же часть, по мнению Шаповалова, исполняет старший следователь Главного следственного управления главного ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти майор юстиции Максим Казаченко.
Это мнение фактически можно назвать сухим остатком выступления самого Александра Шаповалова на созванной им 4 июня пресс-конференции.

Активная фаза

За несколько дней до этого, 30 мая, в корпусах института и в квартире Александра Шаповалова прошли обыски по всем правилам нынешнего времени: с группой поддержки и тщательным подходом к изучению документов. Мероприятия проводились в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 201 часть 1 (злоупотребление должностными полномочиями), и связанно это с невыполненным контрактом 2009 года, который Шаповалов, по его словам, подписал, не вдаваясь в подробности. Сумма ущерба, по версии исследователей, составляет 2 миллиона рублей (из четырех общей стоимости договора). Как сообщили в пресс-службе ГСУ, информация о возбуждении дела опубликована на сайте ведомства

История начала

Институт прикладной химии всплыл в медиапространстве сразу же после того, как выяснилось, что на месте проекта "Набережная Европы", где находился институт и которым занимались структуры ВТБ, Управление делами президента будет возводить комплекс для Верховного и Высшего арбитражного судов.  
Напомним, что в декабре прошлого года в СМИ появилась информация об основательных задержках заработной платы на предприятии. Далее журналистам стало известно о скандале, связанным с котельной, питающей поселок Кузьмолово, который якобы может остаться без тепла в результате действий руководства ГИПХа. Следующей вехой в этом ряду оказалась информация об офшорах, принадлежащих директору института и его заместителю. Все это происходило на фоне постоянных пикетов, проводимых профкомом. Сейчас эта история становится фактурной и персонализированной. Герой многочисленных публикаций Шаповалов стал фигурантом уголовного дела
 
Разбор былого

Видимо, близость развязки и допрос в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, по времени совпавший с окончанием пресс конференции, заставили Шаповалова излагать свою версию максимально предметно. Так, помимо генерального заявления по истокам нынешней ситуации, директор РНЦ прошелся по всем претензиям СМИ, для начала назвав их клеветническими измышлениями, но вежливо добавил в адрес нашего корреспондента, что, видимо, просто "не разобрались".

Время говорить

Наиболее значимо оказалось заявление Шаповалова в ответ на вопрос о бенефициарах гонконгских офшоров:
- Да, владельцы офшоров в Гонконге - это я и мой бывший заместитель Алексей Карпенко (находится в международном розыске по обвинению в мошенничестве - ред.). Офшоры создавались для выкупа корпусов института для его же нужд. Я и свои накопления туда вкладывал. Но в процессе не заметил, как мой заместитель увлекся и стал реализовывать полученное таким образом имущество, пришлось его уволить.

Пусть все знают

Далее речь зашла о современности. Александр Шаповалов посвятил журналистов в подробности.
По словам директора, на весь проект переноса Института прикладной химии ВТБ должен был потратить 2 миллиарда рублей. Эту сумму планировалось потратить на возведение нового здания Института на улице Крыленко, модернизацию площадки в Капитолово, снос старого корпуса на Добролюбова и рекультивацию земли. На момент начала выхода структур ВТБ из проекта неосвоенными осталось около семиста миллионов.
- Сроки выполнения работ по реконструкции объектов нарушены более, чем на два года, - говорит Шаповалов.
И виновником этого Шаповалов считает генерального директора основного подрядчика ООО "Балтийская строительная группа" Александра Линючева. Во избежании ответственности за срыв важнейших проектов и в целях личного обогащения Линючев инициировал возбуждение уголовного дела в отношении генерального директора РНЦ "Прикладная химия"". К ближайшим связям Линючева Шаповалов смело причисляет старшего следователя ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти: "...так А. А. Линичев не мог бы себя вести, если бы не чувствовал поддержку", которую и оказывал, по мнению директора РНЦ, майор юстиции Максим Казаченко.
Причина, по мнению руководства ГИПХа, в активах института. И приводит пример: "Угрожая возбуждением уголовного дела, Линючев требовал продать по заниженной цене ряд корпусов Института". Также Шаповалов подразумевает, что вторым, не менее, а может и более значимым параметром конфликта, являются деньги, которые ООО "БСГ" должно было получить за исполнение обязательств по переносу Института.

Все деньги в ГИПХ бы

Идеальным решением, по мнению руководителя Института, было бы подписать трехсторонее допсоглашение к инвестиционному контракту между структурой ВТБ, Росимуществом и Министерством образования и науки РФ (ему подведомствен ГИПХ), по которому строительные работы будут возобновлены, но уже без компании Александра Линичева.
- Подписание этого соглашения является единственным возможным способом завершения реконструкции, - ставит перед фактом Шаповалов. На вопрос 47News кому, по его мнению, должны быть перечислены оставшиеся средства в размере семиста миллионов, Шаповалов уверенно ответил, что конечно, Институту, который, в свою очередь, найдет нового, более добросовестного подрядчика и закончит все работы по переносу стратегически важного предприятия на новые площадки. Интрига немного раскрылась после заявления спикера о том, что решение заблокировано официальным письмом старшего следователя Казаченко министру образования Ливанову с зарисовкой на тему ненадежности руководителя Института, долгов и офшоров (имеется в распоряжении редакции).

Драматургический допрос

Закончил пресс-конференцию Александр Шаповалов драматургически, неожиданно вспомнив о допросе в ГСУ на Лиговском проспекте, где его ждет тот самый старший следователь, о котором мы так много узнали за этот час.

Надежды и точка

Редакции 47News удалось получить комментарий от источника, близкого к группе ВТБ: "В данный момент происходит передача проекта "Набережная Европы" Управлению делами президента. В рамках инвестпроекта мы брали на себя определенный перечень обязательств, в частности, перенос РНЦ "Прикладная химия" на новые площадки и рекультивацию земли на месте старых корпусов. Но в данный момент, поскольку структура ВТБ выходит из проекта, для исполнения обязательств по финансированию нам необходимо понимать, будут ли эти деньги компенсированы государством. Это может произойти в том случае, если будет принято межведомственное решение с участием Росимущества, Министерства образования и Управделами президента".
На вопрос корреспондента о возможности получения этих денег Институтом прикладной химии собеседник ответил: "Обстановка в ГИПХе сейчас такова, что на получение каких-либо средств они вряд ли могут рассчитывать, и никого не волнует, что Институт подвел подрядчик. Обязательства не выполнил ГИПХ и точка".

Комментарий к комментарию:

Структура ВТБ в рамках инвестпроекта по возведению "Набережная Европы" обязалась: построить жилье для сотрудников ФСБ (жилье было приобретено); перенести ГИПХ на новую площадку (почти выполнено); провести рекультивацию земель (частично проведена, проведены исследования, подготовлен проект); возведение театра Эйфмана (сделан проект).

Виктор Смирнов,
47News