Аукционы на ремонт областных дорог запутались в подковёрной борьбе. Антимонопольщики четырежды переносили тендера. Дорожные компании затягивают конкурсы в едином демарше. Нас ожидает привычная картина: асфальтоукладчики в снег.

Аукцион на выполнение работ по ремонту дорог в районах Ленинградской области на общую сумму 2,7 миллиарда рублей не успел случиться, а вокруг него уже начались неприятности. За право чинить десятилетнюю ущербность региональных трасс вступили в схватку серьезные игроки дорожной индустрии. Это неминуемо повысило градус рутинной конкурентной процедуры и перевело её в статус околополитической.

Жалобная технология

Официальная часть тендера сопровождалась объявлением войны со стороны крупных ремонтных компаний. В частности, ООО "ЭкоСтой", ООО "АДМ" и ООО "АДК "Резерв" в начале мая пожаловались в Управление федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на действия заказчика - комитета по дорожному хозяйству. Географически претензии касались Ломоносовского, Кировского, Лужского, Приозерского и Тосненского районов. Финансово - 1,2 миллиардов рублей.
"Если говорить по-простому, то в проекте госконтракта установлены нереальные сроки для выполнения его условий. Началом выполнения работ значится день подписания контракта. Тут же написано, что до начала работ нужно согласовать схему расстановки знаков с правоохранительными органами", - рассказал корреспонденту 47News начальник отдела контроля размещения государственного заказа Ленинградского УФАС России Алексей Грецкий.
Помимо этого, в качестве претензий были предъявлены технические пункты. К примеру, в конкурсной документации по Кировскому району указано, что дорожные знаки должны быть покрыты плёнкой определенного вида, а в другой части документации речь идёт о плёнке уже другого вида.
- Таким образом, противоречащие друг другу требования приводят к невозможности корректного заполнения первой части заявки, - пояснили в УФАС.
По данным 47News, недовольны ремонтные компании и требованиям к материалам. "Требование к используемому материалу так прописано, что интерпретировать его можно, как угодно. Можно поставить не там запятую, и заявка будет отклонена. Можно указать не тот вид покрытия, и заявку примут. Как решит заказчик", - считает генеральный директор ЗАО "АБЗ–Дорстрой" Леонид Гиндин. Он тоже не исключает возможность подать жалобу в УФАС.

Отсрочка от ремонта

Итогом внешних вмешательств в юридическую процедуру стало продление сроков проведения тендера, ведь по закону ведомство должно сначала разобраться с жалобами, затем начинать торги. Их переносили четыре разы: если первоначально аукцион должен был состояться 17 мая, то сейчас в календаре стоит 24 июня.
- У меня есть определённые опасения, что конкурс сдвинется на конец лета, ведь это явно не последние жалобы от ремонтных компаний. Заказчик, дорожный комитет, запутывает требования до невозможности. Комитет государственного заказа их почему-то размещает. К чему это всё приведёт, я не знаю. Скорей всего, дорожные работы начнутся не раньше осени. В дождь и снег. Потом снова спросим, почему ямы", - высказал мнение глава областного УФАС Вадим Владимиров.
Председатель комитета государственного заказа Андрей Низовский так прокомментировал 47News появление запутанной документации: "Есть специальная часть документации, есть общая. Я не могу быть и дорожником, и медиком в одном лице. Если дорожный комитет составляет документы, значит, можно доверять".
Узнать, ожидать ли жителям качественного ремонта, у председателя комитета по дорожному хозяйству Алексея Львова не удалось — его телефон не отвечал, а в его пресс-службе порекомендовали сделать запрос в письменной форме.

Дёрганая коррупция

Не можем не процитировать одного из наших собеседников по теме, не пожелавшего стать официальным автором высказывания: "…вокруг этого конкурса возникла не просто конкурентная среда. Это больше похоже на пожар. Все на низком старте и готовы на что угодно".
Как замечают участники рынка, сейчас многие дорожные компании находятся в предбанкротном состоянии, а подобные конкурсы — единственная возможность поправить финансовое состояние. Любые помехи на пути дорожного бизнеса встать на ноги воспринимаются агрессивно.
Не помехой, а неразрушимой стеной в данном случае называют абсолютную предрешённость конкурсной процедуры. Как писал 47News ранее, практически открыто заявляется, что во всех районах в аукционе за явным преимуществом победят компании "Дивный град" и "ЭСКО".
Напомним, 47News в середине зимы писал о не слишком удачном опыте компании "ЭСКО" в ремонте дорог. Об Олеге Зевакове - человеке, похожем на владельца "ЭСКО" - нам известно не многое. В бытность Александра Дрозденко вице-губернатором Зеваков числился у него советником. Сейчас является членом политсовета регионального отделения "Единой России". И в феврале, и сейчас, корреспондент 47News попытался дозвониться до Зевакова — оба раза безуспешно.
В этой странной конструкции слишком естественно выглядят недочёты аукционной документации. Если смотреть на документы сквозь призму действующих лиц, вряд ли получится их списать на чрезмерную сложность или недостаточную подготовленность технических специалистов дорожного комитета.
- Такое ощущение, что разгадываешь кроссворд, а не в конкурсе участвуешь. Скажешь нужное слово — станешь фаворитом, нет - ты в пролёте. Я понимаю, что такое коррупция, может быть, даже я за нее, но это какая-то дёрганая коррупция, когда компании бросают из стороны в сторону, - откровенно прокомментировал один наш собеседник из разряда чиновников без имени.

"Не придумывайте"

47News дозвонился до вице-губернатора по строительству Георгия Богачёва. В отличие от подчиненных, он вежливо поговорил с корреспондентом 47News на ему нелицеприятную тему, несмотря на то, что по шуму в трубке было понятно, что журналист не вовремя.
- Прогнозировать, когда состоятся торги, мы не можем, потому что действительно жалоб много, и неизвестно, сколько будет ещё. Пока мы рассчитываем, что всё состоится в середине июля. Но это даже не от нас зависит, а от дорожных компаний. Зачастую происходит спекуляция, компании затягивают процесс, пишут всякие жалобы. В любом случае, работы будут проведены с чётким соблюдением технического регламента, даже если конкурс состоится зимой. В крайнем случае, можно перенести, - пообещал он.
На вопрос, почему правительство не может совладать с явным сговором, Богачёв ответил так: "Не придумывайте, никакого сговора нет". Председатель УФАС Вадим Владимиров на тот же вопрос ответил иначе: "Всякое может быть, там же такие деньги замешаны".

Напоследок: дорожный фонд на 2013 год в Ленинградской области составляет порядка 10 миллиардов рублей.

P.S. Аналогичная ситуация с дорожным конкурсом наблюдалась в Ленинградской области осенью 2012 года. В ситуацию вмешивались федеральные структуры, руководители фирм-подрядчиков в открытую требовали от властей дать шанс участвовать в аукционе не только приближённым. Часть тендеров была отменена, часть дорог не починена.

Юлия Гильмшина,
47News