Комитет по местному самоуправлению обзавёлся реальными претендентами на роль руководителя ведомства. Несмотря на значимость, вакантная должность оказалась непопулярной в среде областных чиновников. После ухода Алексея Смирнова очередь на неё не выстроилась. Быть персоной для битья накануне муниципальных выборов-2014 никому не хочется. Время принятия решения у губернатора поджимает.  

Больше месяца правительство Ленинградской области остаётся недоукомплектованным — комитет по муниципальному самоуправлению (МСУ) до сих пор без председателя. Предыдущий руководитель ключевого ведомства в сфере внутренней политики Алексей Смирнов уволился по собственному желанию, но по инициативе губернатора.

Боязнь выборов

Как писал 47News, с тех пор пост председателя предлагался нескольким кандидатам, в том числе и нынешнему главе комитета по развитию малого и среднего бизнеса Сергею Есипову, а также главе администрации Бокситогорского района Сергею Мухину. Все они отказались от участи возглавить комитет. Есипов — потому что у него был выбор, Мухин (как он 15 апреля объяснил корреспонденту 47News), по личным причинам.

"Среди муниципальных чиновников много людей, которые справятся с этой работой. Конечно, впереди муниципальные выборы 2014 года, но это не настолько глобальная проблема, чтобы она отпугивала", - полагает Мухин.

Первый вице-губернатор Константин Патраев, курирующий внутреннюю политику, считает, что в основном потенциальные претенденты боятся подступающей ответственности. "Человек, который займёт это кресло, должен практически отказаться от дома, семьи. Если говорить грубо, то он должен носиться по всей Ленобласти все семь дней в неделю. А до выборов осталось мало времени, не каждый согласится возложить на себя такую ответственность", - пояснил корреспонденту 47News Константин Патраев.

По информации 47News, вопросом отбора кандидатов на должность председателя комитета по МСУ занимается лично губернатор Александр Дрозденко и никому его не передоверяет. Как говорят собеседники 47News, близкие к главе региона, у Александра Юрьевича есть два критерия, по которым он ищет подходящих людей. Во-первых, этот человек должен быть авторитетным среди глав районных администраций или хотя бы быть выходцем из муниципальных служащих. Во-вторых, он должен быть искушён в политических интригах и иметь мало-мальский опыт ведения выборных кампаний.

У представителей политических партий, которые тоже будут выстраивать отношения между центром и муниципальными элитами, своё представление на предмет критериев для нового председателя. “Не знаю, почему до сих пор нет кандидатов на этот пост. Но точно знаю, что это должен быть человек, который сбалансирует интересы между областным центром, муниципальными образованиями первого и второго уровней", - считает секретарь регионального отделения "Единой России" Владимир Петров".

"Этот человек должен иметь связь с муниципальными советами и не вызывать отторжения у чиновников. Всегда сложней приходить туда, где механизм разлажен, оттого наверно и заминка", - полагает руководитель фракции "Справедливая Россия" в ЗакСе Александр Перминов.

Сообразить из троих

В результате анализа имеющихся кадров, Дрозденко сформировал шорт-лист из трёх человек. Все они мало известны как обывателю, так и политическому бомонду.

Первый - заместитель главы администрации - председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Приозерского района  Владимир Братчиков. Он возглавляет местную территориальную избирательную комиссию, говорят, что его можно причислить к людям вице-губернатора по сельскому хозяйству Сергея Яхнюка. Второй — заместитель главы администрации Гатчинского района по местному самоуправлению Людмила Нещадим. Наблюдатели говорят о ней как о человеке экс-главы администрации Гатчинского района Александра Худилайнена. Третий — заместитель главы администрации Кингисеппского района Эдуард Салтыков (администрацию Кингисеппского района возглавляет двоюродный брат губернатора Виктор Гешеле — прим.ред.).

Самым вероятным претендентом называют Владимира Братчикова, с которым Дрозденко уже провёл ряд встреч, впрочем, остальные двое пока также не списываются со счетов.

Элементарная теория

Теоретически функции председателя комитета по местному самоуправлению состоят в элементарной координации — он должен связывать муниципальных чиновников с региональными, объяснять одним нужды и требования других. Но в свете предстоящих муниципальных выборов-2014 года ведомство, как и его глава, начинают играть первостепенную роль во всей региональной конструкции.

Насколько хорошие отношения у Суворовского, 67 будут налажены с администрациями всех районов Ленобласти, настолько хорошими будут результаты "Единой России" в регионе по итогам выборов. С учётом наличия муниципального фильтра губернатор лично заинтересован в том, чтобы в депутатской среде были лояльные ему люди. Ровно настолько же не заинтересован он в том, чтобы федеральный центр из-за раздрая в муниципальной среде принялся выстраивать внутреннюю политику в ручном режиме.

Практика контроля

На практике же все понимают, что председатель комитета должен будет не координировать, а контролировать муниципальные элиты.
"Эту функцию должен выполнять вице-губернатор по внутренней политике. Но у нас как-то получилось, что нет в Ленобласти внутренней политики. Господин Патраев, который отвечает за неё, не выстроил отношений с муниципалами, к тому же всё время ходят слухи о том, что он куда-то уйдёт. Поэтому глава ведомства будет и тем, и другим", - полагает один из собеседников 47News.

“Давайте говорить откровенно. Председатель комитета должен стать диспетчером политических интересов. Он должен складывать интересы местных, партийных элит, региональных элит, должен давать этот расклад губернатору, а решения выдавать исходя из компромиссов", - полагает другой наш собеседник.

Сам процесс выстраивания внутренней политики и работы с районными главами собеседники 47News в областном правительстве описывают одним словом: "бардак". "При Валерии Сердюкове с муниципальной политикой всё было строго, районные главы выполняли волю губернатора. Сейчас это становится неуправляемым процессом, никто никому не подчиняется, в каждом районе свои законы. Тот, кто влезет сейчас в это дело и попытается её выстроить в систему, станет мальчиком для битья. Это никому не нужно", - высказался один из сотрудников Дома правительства.

Пока что власть делает параллельные шаги для того, чтобы привести систему местного самоуправления в нужные ей чувства. По всей видимости, для этого создается презентованный на прошлой неделе председателем комитета по ЖКХ и транспорту Дмитрием Разумовым проект территориального общественного самоуправления.

Как известно 10 апреля инициативу Разумова выслушал, посетивший котельную в Тосно, спикер ГосДумы Сергей Нарышкин. Тогда он кивнул и заявил: "Будем применять этот опыт по всей России".
    
P.S. В контексте смысла этой статьи нам больше всего понравился комментарий главы областных единороссов Владимира Петрова. Он процитировал диалог из мультфильма "Собаки короля, коты кардинала - Три Мушкетера":

- Подайте лучших из лучших.
- Лучшие из лучших закончились.
- Тогда лучших из худших.

Редакция не считает, что Петров намекал на кого-либо из Дома правительства.

Юлия Гильмшина,
47News


Примите участие в нашем голосовании:

http://47news.ru/polls/253/