Суд обязал пожарных принимать сигналы тревоги с пультов компании, обслуживающей системы пожарной сигнализации примерно на 500-х объектах Ленинградской области (среди которых школы, детские сады, больницы и т.д.). Подчинённые начальника областного ГУ МЧС Максима Бирюкова заблокировали приём тревожных сигналов после того, как глава компании отказался от услуг фирм, связанных с Сергеем Бирюковым – бывшим заместителем руководителя ГУ МЧС по Санкт-Петербургу.

"СТРЕЛЕЦ" БИРЮКОВЫХ

ООО "Волна" - одна из крупнейших в Ленинградской области компаний, оказывающих услуги в области пожарной безопасности. Суть бизнеса - установка и обслуживание в помещениях различных предприятий пожарных сигнализаций с аппаратурой, передающей аварийные сигналы на пульт собственного центра мониторинга по выделенному радиоканалу. "Волна" передаёт полученные сигналы на пульт ближайшей к месту возгорания пожарной части. Компания обслуживает около 500-т объектов на территории Всеволожского и Выборгского районов Ленобласти – это частные предприятия, а также школы, больницы, детские сады.

В пожарных частях Ленинградской области установлены сертифицированные программные аппаратные комплексы "Стрелец-Мониторинг", с которым "Волна" в числе прочих обслуживающих компаний должна коммутировать своё оборудование.

Комплексы "Стрелец-Мониторинг" изготавливает и устанавливает в областных пожарных частях исключительно ЗАО "Аргус-Спектр" - таковы условия государственного контракта, заключённого ЗАО в 2010-м году с профильным ведомством МЧС. Поэтому данная компания пользуется заслуженным авторитетом и может позволить себе диктовать правила игры. В частности, установлено: техническим обслуживанием "Стрельцов" занимаются лишь два ООО – "Служба пожарного мониторинга" и "Служба мониторинга – Ленинградская область".

Среди руководителей обеих компаний в разное время можно было встретить бывшего заместителя начальника Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу 69-летнего генерала Сергея Бирюкова. А "Аргус-Спектр" возглавляет бизнесмен Сергей Левчук. Он также возглавляет компанию, учредившую ООО "Служба мониторинга – Ленинградская область".

Остаётся добавить, что Главное управление МЧС по Ленинградской области возглавляет 37-летний Максим Сергеевич Бирюков. Поэтому можно констатировать: в 47-м регионе Бирюковы взяли пожарную безопасность под надёжный личный контроль.

В январе 2012 года генеральный директор "Волны" Борис Александров прервал договорные отношения со "Службой пожарного мониторинга" и со "Службой мониторинга – Ленинградская область". Свой поступок он объяснил просто:

- Мне никакие услуги не оказывались, платежи по договорам с указанными организациями, по моему мнению, носили характер взятки семье Бирюковых…

Некоторое время спустя комплексы "Стрелец-Мониторинг", установленные в пожарных частях Ленинградской области перестали "видеть" сигналы, поступающие из центра мониторинга "Волны".

ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ

47News попытался выяснить у генерального директора ООО "Служба мониторинга – Ленинградская область" Андрея Полищука: как ему видятся причины, из-за которых его компания расторгла договор с "Волной". К сожалению, от интервью бизнесмен отказался.

- Мне это совершенно не интересно, - заявил журналисту Андрей Полищук.

Впрочем, складывается впечатление, что ему это не совершенно не интересно: через несколько минут после первого телефонного разговора он перезвонил, чтобы узнать, как он выразился, "откуда ветер дует".

Мы позвонили бывшему заместителю начальника ГУ МЧС РФ по Петербургу генералу в отставке Сергею Бирюкову с просьбой прокомментировать утверждение Бориса Александрова о том, что он и глава ГУ МЧС по Ленинградской области Максим Бирюков выдавливают "Волну" из бизнеса.

- Я думаю, что это совсем не так, как кто-то вам что-то говорит, - сказал Сергей Бирюков по телефону. – Я слышал, что сейчас идёт судебное разбирательство по всем этим вопросам, и никто никого не выдавливал…

Господин Бирюков назначил время, когда корреспондент 47News мог бы позвонить ему, чтобы договориться об интервью. В назначенное время генеральский телефон, к сожалению, не отзывался.

ВЫЗОВ ПОЖАРНЫХ – ЧЕРЕЗ СУД

Теперь при каждом срабатывании аварийной сигнализации на любом из обслуживаемых "Волной" объектов, сигнал исправно поступает в центр мониторинга "Волны", после чего сотрудница компании традиционным образом поднимает телефонную трубку и звонит в пожарную часть: мол, так и так, на таком-то объекте сработала аварийная сигнализация. Современным стандартам пожарной охраны такая работа явно не соответствует.

Позднее суд констатировал: "Стрельцы" перестали принимать сигналы "Волны" после перепрограммирования. Уместно предположить – перепрограммирование произошло по команде руководства ГУ МЧС РФ по Ленинградской области (начальник ГУ – Максим Бирюков).

Одновременно у "Волны" возникли проблемы с клиентами. Сотрудники МЧС проводили у них проверки, по результатам которых выясняли: объекты не оснащены должным образом – установленное на них оборудование не доводит аварийные сигналы до "Стрельцов" в пожарных частях. По словам Бориса Александрова, клиентам настоятельно рекомендовали сменить обслуживающую организацию с "Волны" на какую-нибудь ещё.

Генеральный директор "Волны" Борис Александров сделал вывод: его компанию хотят вытеснить с рынка противопожарных услуг – и обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В суде его представитель выдвинул единственное требование: обязать соответствующее подразделение МЧС (ФГКУ "15 отряд Федеральной противопожарной службы по Ленинградской области") возобновить приём тревожных сигналов, поступающих из центра мониторинга "Волны".

Проще говоря, чтобы заставить пожарных принимать сигналы о пожарах, потребовалось обратиться в суд.

В арбитраже представитель МЧС выдвигал самые неожиданные аргументы. Вот некоторые цитаты из судебного решения, датированного 12-м марта 2013 года (оно ещё не вступило в законную силу):

"Ответчик и Главное управление указали, что обязанность организовать оперативное обслуживание тревожных сигналов путём обеспечения приёма извещений о пожарах на ПАК "Стрелец-Мониторинг" не предусмотрена…"

"Довод ответчика об отсутствии у него в штате сотрудников надлежащей квалификации … отклоняется судом как не имеющий правового значения…"

В самом деле, как суд может реагировать на заявления пожарных о том, что у них нет специалистов, квалификация которых позволяет принять сигнал о пожаре?

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязал пожарных "организовать оперативное обслуживание тревожных сигналов, поступающих с технических средств ООО "Волна" … путём обеспечения приёма извещений о пожарах на … комплекс "Стрелец-Мониторинг"…"

Впрочем, описание этой истории не будет полным без ещё одного интересного события.

ВОВРЕМЯ СМЫТЬСЯ

Борис Александров рассказал 47News: 1 марта 2012 года ко мне обратились руководители Всеволожского отдела надзорной деятельности Всеволожского района ГУ МЧС России по Ленинградской области Олейник и Самсоненко, которые под предлогом "решения проблем" по линии МЧС (меня больше никто не будет трогать) вымогали у меня взятку, в связи с чем я обратился в ФСБ. От меня приняли заявление, снабдили меня записывающей техникой. Была назначена встреча в одном из ресторанов Всеволожска. С участием понятых мне передали 160 000 рублей, купюры были переписаны. Я зашел в зал, мы поговорили, Олейник и Самсоненко знаками мне, что деньги надо отдать в машине. Я сел к ним в машину, положил деньги на сиденье, вышел. Оперативники ФСБ подбежали к автомобилю, но Олейник заблокировал двери и уехал с места происшествия…

Следует уточнить: Олейник и Самсоненко не только своевременно уехали с места происшествия – они ещё и крайне аккуратно себя вели. Например, не произносили вслух никаких фраз, которые потом можно было бы трактовать как требование взятки. Поэтому единственным доказательством, которое в дальнейшем оказалось на столе у следователя, стал протокол вручения Борису Александрову меченных купюр. Но, так как господа пожарные с места происшествия скрылись вместе с купюрами, то следователю осталось лишь констатировать: деньги были выданы Александрову для проведения оперативного мероприятия, а потом их у бизнесмена не оказалось. В действиях пожарных при таком раскладе состав преступления предсказуемо отсутствовал.

И эта история – не о плохих пожарных, а о непутёвых сотрудниках Федеральной службы безопасности.

Константин Шмелёв, 47News

Справка:

ООО "Волна" зарегистрировано в июле 2006 года. По данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", на 31 января 2013 года владельцами "Волны" являлись сам Борис Александров (40% долей), Любовь Потомская (20% долей), Николай Фёдоров (20% долей) и Максим Веселов (20% долей).

Про Любовь Потомскую нам ничего не известно. Однако, у входа в офис "Волны" красуется табличка общественной приёмной депутата Государственной думы России Вадима Потомского.

Николай Фёдоров – отставной милицейский генерал, бывший заместитель начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Про Максима Веселова Борис Александров сказал 47News: это сын одного генерала Вооружённых сил бывшего СССР.