Плохие дороги Ленобласти ежегодно причиняют автомобилистам более 60 миллионов рублей ущерба. Однако добиться компенсации от дорожных служб удается лишь в самом крайнем случае. В основном эти деньги выплачивают либо страховщики, либо сами автолюбители. Власти, правда, в последнее время также пытаются ударить по кошельку дорожников, чтобы заставить их следить за состоянием полотна. Ведь в некоторых случаях ямы и колеи провоцируют серьезные ДТП, в которых гибнут люди.

В начале года межрегиональный общественный центр "За безопасность российских дорог" назвал дороги Ленобласти одними из самых опасных в стране. По данным структуры, на магистралях 47-го региона до 20% страшных аварий случаются именно из-за неудовлетворительного состояния асфальта. Причем в плохом состоянии, как оказалось, не только те трассы, на которых дорожная техника не бывала давно, но и те, которые недавно отремонтировали, затратив немалые средства.

Областной комитет по дорожному хозяйству сообщает: несмотря на то что каждый подрядчик гарантирует государству 5-летнюю гарантию на каждую отремонтированную дорогу, спустя один-два сезона полотно, как правило, приходит в негодность. Бороться с этим можно только штрафами. Так, в 2013 году областной комитет по дорожному хозяйству уже выписал 22 санкции на взыскание штрафов с дорожников, чей ремонт оказался недолговечным. С подрядчиков планируется потребовать 11 миллионов рублей.

Как сообщил начальник отдела нормативно-правового обеспечения комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Владимир Шалаев, раньше штрафы для дорожников составляли поистине ничтожные суммы, так как рассчитывались из 0,00025% от суммы заключенного с ними контакта. С этого года законодатель повысил их до 0,5% от госконтракта за каждый день просрочки по приведению трассы в соответствие с ГОСТом. "Штраф увеличился сразу в 2000 раз. Надеемся, что теперь дорожники будут оперативнее исполнять предписания контролирующих органов", - отметил Шалаев.

Также недобросовестным дорожным организациям грозит включение в "черный список" поставщиков. Они не смогут дальше претендовать на участие в тендерах на дорожное строительство и ремонт.

В ГИБДД также сообщают, что принимают посильное участие в "воспитании" подрядчиков. За прошедший год инспекция составила 909 административных протоколов по статье 12.34 (Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений), из них 75 — в отношении юридических лиц. Также 153 административных дела были возбуждены по статье 19.5 (Невыполнение предписания органов госнадзора).

Однако специалисты по автострахованию и сотрудники ГИБДД говорят, что штрафы даже на 11 миллионов рублей — это капля в море. По словам руководителя службы экстренной технической помощи компании "ЛАТ" Александра Чирвонова, ежегодный ущерб, который причиняют разрушенные дороги областным автомобилистам, составляет 60 миллионов рублей. Прежде всего, разумеется, страдают шины и диски. Таких повреждений примерно 30% от общего числа обращений к ремонтникам. В 7% случаев, отмечает Чирвонов, страдают подвеска, кузов, системы выхлопа, защита картера.

Страховщики сообщают: в основном пострадавшие от несовершенств областных дорог автолюбители предпочитают "не связываться" и оплачивают ремонт за свой счет. По словам первого заместителя генерального директора ЗАО "АСК-Петербург" Юрия Берхмана, во-первых, большинство компаний не покрывают расходы на ремонт колес, а во-вторых, часть автовладельцев предпочитают взять расходы на себя из-за нежелания оформлять ДТП, вызывать сотрудников ГИБДД, а потом еще судиться с дорожниками.

С другой стороны, бывают случаи, когда ремонт после встречи с ямой составляет десятки, а то и сотни тысяч рублей. "Бывает, что одно только колесо у автомобиля стоит больше 100 тысяч рублей. Понятно, что автолюбителю как минимум неприятно нести такие расходы не по своей вине", - рассказывает специалист.

Но если дорогие иномарки, как правило, застрахованы по каско, а значит, их владельцы имеют право потребовать возмещения со страховой в любом случае, то остальным эксперты советуют взыскивать оплату ремонта с ответственных организаций, хотя такая тяжба потребует много времени и терпения.

Как рассказывает доцент кафедры страхования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Денис Горулев, последний подобный суд длился 2 года. Автолюбитель, проживающий в Ленобласти, попал в серьезное ДТП, когда колесо его автомобиля угодило в яму. Случилась авария в 2010 году, а суд с дорожниками завершился только в 2012 году. Однако автомобилист был вознагражден за терпение. Суд постановил, что организация, ответственная за плохую дорогу, должна выплатить пострадавшему 245 тысяч рублей.

Тем, кто собрался судиться, специалисты советуют в первую очередь не уезжать с места происшествия и обязательно вызывать сотрудников дорожной инспекции. Однако нередко в таких случаях сотрудник ГИБДД в протоколе фиксирует вину водителя. По словам члена координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Александра Холодова, в таких ситуациях нельзя забывать про фото- и видеофиксацию. К примеру, если вы запротоколируете тот факт, что дорожная неровность не была огорожена и обозначена, то есть реальный шанс оспорить свою "вину" в происшествии в суде.

Также наличие пленок с места аварии поможет и в процессе с дорожниками. Денис Горулев уверен: чем больше зафиксировано, тем больше шанс взыскать компенсацию с соответствующих служб.

Помимо этого эксперты советуют водителям чаще жаловаться на плохое состояние дорог в ГИБДД. Инспекция, в свою очередь, будет обязана заставить власти починить опасные участки магистралей.

Ксения Клочкова, "Водитель Петербурга"