Губернатор Ленинградской области требует от районных властей активизировать процесс объединения администраций городов и районов. Его не устраивают конфликты, происходящие на местах и невозможность эффективно управлять многоуровневой системой муниципальной власти. 47News выяснил, какие из районов успели выполнить пожелание главы региона и провести процедуру объединения.

Реформа муниципального самоуправления (МСУ), начатая в стране 2003 году, фактически признана несостоявшейся в Ленобласти. Воплощение реформы в жизнь, напомним, заключалось в создании на территории субъекта двухуровневой системы муниципальных образований. Вместо одного субъекта власти, района, появилась система управления, которую обыватель привык понимать как "власть первого и второго уровней". Появилось такое понятие как администрация города-центра района, полномочия которой зачастую пересекались с полномочиями администрации района.

На протяжении долгого времени власти упорно делали вид, что именно эта схема положительно скажется на системе государственной власти региона и поможет решить множество проблем. В частности, говорилось о независимости обеих "ветвей" муниципальной власти. Впрочем, с первых дней своей работы в ранге губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко призвал окружающих менять такую муниципальную систему власти, в первую очередь — заняться объединением полномочий администраций городов и районов.

В областном правительстве называют три причины, по которым губернатор настаивает на процессе объединения. Во-первых, между администрациями городского и районного уровня возникает слишком много конфликтов, которые невозможно погасить. Связаны они с тем, что множество полномочий как социального, так и экономического характеров, дублируются сразу на двух уровнях, и главы администраций пытаются выяснить, кто важней. Во-вторых, региональная власть столкнулась с проблемой фактической невозможности управления многоуровневой системой власти муниципальной. В-третьих, объединение полномочий позволит сократить бюджетные расходы на содержание аппарата администраций, которые находятся в одних и тех же зданиях и сидят в соседних кабинетах.

До сей поры Дрозденко заявлял о необходимости изменений в добровольном порядке. Но в минувший понедельник, 11 марта, на аппаратном совещании губернатор призвал власти тех районов, где до сих пор не принято решение об объединении полномочий города и района, активизировать этот процесс. "Поработайте с депутатскими комиссиями, посмотрите опыт коллег там, где объединение уже произошло. Как правило, практика показывает, что объединение является положительным процессом: полномочия не дублируются, люди ходят к одному и тому же заместителю, к одному и тому же архитектору. Управляемость муниципального образования улучшается", - порекомендовал и пояснил Дрозденко.

Чиновники на местах восприняли указание главы региона как некий сигнал к тому, что губернатор требует разрешить конфликтные ситуации в тех районах, где процесс объединения так и не начался по политическим причинам. По данным экспертов 47News, это касается прежде всего Всеволожского, Гатчинского, Кировского районов. Там принципиальное решение обоими участвующими в процессе объединения сторонами до сих пор не принято. В Сланцевском и Лужском районах, по информации 47News, формально решение тоже не принято, но внутри администраций удалось достичь договорённостей.

"Сам по себе процесс объединения правильный, это очевидно всем. Но при его исполнении встаёт вопрос, кто должен уйти с насиженных кресел, кого будут сокращать. И на этом моменте начинаются конфликты", - считает депутат совета депутатов Кировского района области Михаил Коломыцев. По его словам, районные депутаты давно приняли решение объединить полномочия, а вот городские выступают категорически против этого, потому что под сокращение попадают именно администрации города.

Аналогичный процесс наблюдается и во Всеволожском районе, где, как известно, борьба за потенциальную "единую" власть ведётся в последнее время с помощью митингов и информационных баталий. В последнее время линия "Сергей Гармаш против Александра Соболенко", как неоднократно писал 47News, стала самой обсуждаемой в районе.

Впрочем, если говорить в целом, процесс объединения полномочий в районах Ленинградской области проходит довольно гладко. Как сообщили корреспонденту 47News в аппарате вице-губернатора по внутренней политике Константина Патраева, в восьми районах - Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Кингисеппском, Лодейнопольском, Тихвинском, Приозерском и Подпорожском, уже фактически образованы и приступили к работе администрации, исполняющие одновременно полномочия городского поселения и муниципального района. В Волосовском и Киришском районах аналогичные структуры будут работать с 1 июня и с 1 июля 2013 года соответственно. Правда, в последних двух случаях администрации городских поселений всё-таки оставили за собой право заниматься воинским учётом.

Вице-губернатор по внутренней политике Константин Патраев считает, что экономический эффект от объединения налицо. К примеру, в Тихвинском районе и городе Тихвине было сокращено 27 штатных единиц (18% от общего состава администрации). "Сокращение штатов произошло путем устранения дублирующих функций отделов архитектуры, подразделений по управлению муниципальным имуществом, по экономическому развитию", - рассказал корреспонденту 47News Патраев. Помимо чиновников, удалось сократить автопарк на 5 единиц, благодаря чему бюджет не должен тратить 1 миллион рублей на обслуживание этих машин.

В администрациях города Подпорожья и района было сокращено 7 служащих и 2 автомашины, что позволило сэкономить 2,2 миллиона казённых рублей. В Выборгском районе и городе Выборг было сокращено 30 штатных единиц, высвобождены 3 помещения и 2 единицы автотранспорта. В администрации Приозерска было сокращено 8 штатных единиц, благодаря чему бюджет будет тратить на 2,6 млн. рублей меньше. В Кингисеппском районе количество государственных служащих сократилось на 12 единиц, а экономия бюджета составит примерно 6,2 млн. рублей.

"Очевидны и другие плюсы. Упростились процессы взаимодействия граждан с чиновниками. Кроме того, потенциальные инвесторы, да и просто представители бизнеса, избавились от необходимости дважды обсуждать и согласовывать один и тот же вопрос на двух разных уровнях местной власти. К примеру, вопросы архитектуры и градостроительства, управления муниципальным имуществом, жилищно-коммунального хозяйства теперь находятся в ведении одного подразделения органов местного самоуправления", - рассказал Патраев.

"Процесс укрупнения территорий является наиболее перспективным сегодня. На одной территории не может быть множество царств", - полагает помощник полномочного представителя президента по СЗФО Герман Мозговой, отвечающий в полпредстве за вопросы реализации внутренней политики.

"Многоуровневая система муниципальной власти у нас не прижилась, причём это касается не только Ленинградской области, но и вообще всех субъектов страны. Управлять крупным образованием гораздо легче, чем множеством мелких, потому областная администрация ведёт процесс объединения полномочий. Запад подобные процессы пережил давно, и по европейскому опыту мы видим, что необходимо идти по пути укрупнения местной власти", - считает уполномоченный по правам человека Сергей Шабанов, долгое время работавший в администрации Выборгского района.

Впрочем, несмотря на единство экспертного мнения по вопросу объединения городов и районов, пока региональное правительство никак не может активизировать процесс объединения администраций городов и районов там, где муниципальные власти этого не хотят. На вопрос корреспондента 47News, что будет, если "отстающие" в этом вопросе так и не решат проблему до начала следующих выборов, то есть до 2014 года, Константин Патраев ответил односложно: "ничего".

Юлия Гильмшина, 47News