На границе между Эстонией и Ленобластью люди живут, как в двух разных измерениях.
	
	Жителям приграничных районов России и Эстонии с 1 марта будет гораздо проще ходить из одной страны в другую. Российские власти пошли на уступки своим гражданам и отменили вслед за соседями проставление штампов при каждом пересечении границы. Теперь  тысячам других людей, живущим в эстонской Нарве, а работающим в русском Ивангороде не придется менять загранпаспорт каждые три месяца. Корреспондент "МК" в Питере" разузнал об удивительной жизни людей на границе между Россией и Эстонией.
	
	Путешественник во времени
	
	Леонид Абрамов еще с советских времен живет в Эстонии. У него интересная профессия – водолаз. В 80-90-х работал в Питере и в Усть-Нарве, где имелась большая тралбаза, было много рыболовецких судов. Потом все развалилось. С середины 1990-х Абрамов трудится на Нарвской ГЭС, расположенной на территории Ленобласти.
	 
	- Мне от работы до дома двадцать минут пешком, если очередей на границе не будет. Бывало, что и по полтора-два часа стоял у КПП. И в выходные такое бывает. Но чаще у меня удобный график, и в очереди я не попадаю, - рассказывает Леонид.
	
	Его рабочий день начинается около семи утра, но на ГЭС водолаз всегда прибывает раньше – привычка такая. Из дома он выходит в шесть утра по московскому времени. По таллинскому это еще только четыре часа ночи. Леонид идет по спящей Нарве, пересекает безлюдный мост Дружбы над рекой и минует пустое КПП. А заканчивает работу он в четыре часа, то есть домой приходит в разгар эстонского трудового дня.
	
	Загранпаспорта хватало на три месяца
	
	Леонид является гражданином России. Но внутреннего паспорта у него нет. В Эстонии он все равно ни к чему. Абрамов, как и многие ему подобные нарвские россияне, живет только с загранпаспортом. Без него уж точно не обойтись. После распада СССР первые годы жители Ивангорода и Нарвы ходили через границу по прописке. Потом Эстония ввела визовый режим с Россией, и понадобились загранпаспорта. Для жителей приграничных территорий визы были не обязательны, но каждый проход пограничники отмечали штампами.
	
	- Я менял паспорта каждые полгода. Это даже с учетом того, что был специальный вкладыш, - говорит Леонид и показывает заштампованный документ.
	 
	В середине декабря прошлого года эстонцы сделали всем нарвским гражданам России подарок. Они отменили штампы. Ведь современные технологии позволяют вести электронный учет пересекающих границу.
	
	- А наши спустя несколько недель наоборот "удружили" - отменили вкладыши в паспорта, - возмущен Леонид. - Тут-то народ и взбунтовался, даже митинги у консульства в Нарве устраивали. Ведь без этого вкладыша паспорт покрывается штампами месяца за три-четыре. А у нас в Нарве, в консульстве, паспорт три месяца как раз и делается.
	 
	Благо, что наши чиновники быстро одумались, и с 1 марта также отменяют штампы в паспортах для жителей приграничных районов. Но нервы людям потрепали знатно.
	
	В Ивангород – за сигаретами, в Нарву – за молоком
	
	Тысячи жителей Нарвы (в этом эстонском городе живет около 60 тысяч человек, из них около 20 тысяч россияне) работают в России – на ГЭС, на ивангородском заводе, производящем автомобильную электропроводку и комплектующие, а также ездят в соседние Сланцы и Кингисепп.
	 
	- В Нарве, да и вообще в Эстонии работу найти трудно. Я не говорю про Таллин – это все-таки столица. Но вообще Эстония для Евросоюза, как Казахстан или Узбекистан для России – поставщик рабочей силы, - объясняет Абрамов. - Эстонцы уезжают в соседние Финляндию, Швецию, кто-то подается на Запад. В основном, конечно, берутся за простую, часто черную работу.
	
	В Нарве и Ивангороде было популярно подрабатывать водочными челночниками – но это пока в России "огненная вода" стоила дешевле, чем в Эстонии. А с нового года в нашей стране поднялись цены на крепкий алкоголь. Самая дешевая водка стала стоить на 40 процентов дороже, и теперь в приграничных с Эстонией магазинчиках бутылку можно купить за 170 рублей.
	
	- А в Эстонии такая же бутылка обойдется в 5 евро, то есть в 200 рублей. Из-за тридцати рублей разницы ходить в Россию стало не резон, - говорит Леонид. - Теперь разве что за сигаретами бегают. В Ивангороде они пока дешевле, чем в Нарве.
	
	Жилищно-коммунальный рай
	
	- Сейчас питерцы  квартиры в Нарве активно скупают. Приезжают в Эстонию жить и отдыхать. Там цены на недвижимость гораздо ниже, чем в России. Например, моя однокомнатная квартира в пятиэтажке стоит около 7 тысяч евро, это же меньше 300 тысяч рублей, - подсчитал Леонид Абрамов.
	
	- Квартплата у меня 52 евро в месяц, то есть около двух тысяч рублей. Все тарифы прописаны и вывешены прямо в подъезде. Никаких поборов нет, - говорит Леонид. Он недоумевает, когда слышит российские новости о мошенниках из управляющих компаний, гигантских суммах за отопление или десятках тонн воды, которые нужны уборщице на помывку лестниц.
	
	- У нас на воду, тепло, свет стоят счетчики, - рассказывает российский эстонец. -  Горячую воду летом у нас уже давно не вырубают. А отопление включают не как в Питере, выжидая какие-то пять дней ниже 8 градусов, а когда холодно становится. И так же отключают, когда теплеет. Все-таки мы очень разные.
	
	Елена Михина
	Читайте материал полностью в свежем выпуске "МК в Питере"
	
	
	 
