Следственный комитет области и оперативники Управления экономической безопасности ГУ МВД начали реализовывать материалы по незаконной передаче сотен гектар Левашовского полигона под строительство коттеджей. Под ударом глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко.

Следственный комитет Ленинградской области и экономическая полиция петербургского Главка вновь проводят веерные обыски. Утром, 12 февраля они синхронно вошли во Всеволожскую и Сертоловскую администрации, Кадастровую палату и имущественную структуру Минобороны.

Как стало известно 47News, обыски — часть операции под условным названием "Левашовский полигон", в рамках которого было возбуждено дело о мошенничестве на миллиард рублей. Под подозрением чиновники, чьи фамилии уже давно на слуху у рядового обывателя: не только главы Всеволожской администрации Александр Соболенко, но и находящейся под домашним арестом Евгении Васильевой - скандально известной дамы сердца бывшего министра обороны.

Именно их подписи стоят на документах, позволивших передать сотни гектаров действующего танкодрома под строительство коттеджей.

Одномоментный заход правоохранителей не ограничился зданиями администраций Всеволожского района и города Сертолово. Процессуальные действия начались и в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского района и аналогичной структуре администрации Сертолово, отделении кадастровой службы Всеволожского района. Также мероприятия затронули и организации в Санкт-Петербурге – Федеральную кадастровую палату Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на улице Чапаева, 15 и Северо-Западное управление имущественных отношений министерства обороны РФ на Звенигородской, 5.

Сотрудники администраций всех этих ведомств сейчас с удовольствием делятся с журналистами воспоминаниями о том, "как это было". В их рассказах проскальзывают слова "молниеносно", "как в кино", они вспоминают, что в здания заходили "люди в форме, человек по десять, в масках, с автоматами".

ПО ГРАФИКУ

Правоохранительные органы начали готовить спецоперацию еще неделю назад, после того как 4 февраля этого года по материалам проверки экономической полиции ГУ МВД Следственный комитет Ленобласти возбудил уголовное дело по статье 159 Ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере).

Начало событий предполагаемого преступления, по версии следствия, началось не позднее июня 2010 года. Смысл претензий: главы администраций Всеволожского района и Сертолово передали куски земли Министерства обороны под создание 10 дачных некоммерческих партнёрств (ДНП). Делали они это якобы по согласованию с чиновниками от Минобороны, притом, что само ведомство никогда официально не отказывалось от земельного участка.

Если говорить последовательно и официальным языком, то СК зафиксировал несколько сомнительных чиновничьих решений. Так, в январе 2012 года в отделение Росреестра во Всеволожском районе предоставлены документы для постановки на учет 456 гектар на территории, принадлежащей воинской части; 8 сентября этого же года земельная комиссия администрации Всеволожского района эту территорию отдала ДНП, а 14 сентября "вырезанные" куски Левашовского полигона встали на учет в кадастровую палату.

В результате земли, цена которых по кадастровой стоимости равна примерно 1,2 миллиарда рублей, стали считаться исторически муниципальными. Сегодня на этих территориях находятся следующие ДНП: "Береговое", "Углово Аэродром", "Левашовский лагерь – 1", "Шишкин лес", "Лесная поляна", "Речное", Северная лица-1", "Северная лица – 2", "Фазенда", "Просторы".

POLYGON2.jpg Инфографика 47News

ИСТОРИЯ В КАДАСТРЕ

Речь идет о территории рядом с Сертолово и называется в простонародье Левашовским полигоном, а более официально — Левашовским военным лагерем. Площадь лагеря - 3779,55 гектар.

Еще конце 90-х годов полигон был поставлен на предварительный кадастровый учет, но без процедуры размежевания. Работы по межеванию велись ОАО "Аэрогеодезия", и государство даже потратило на это пару миллионов рублей. Но до конца процедуру по каким-то причинам не довели, и территория стала относиться к категории земель неразграниченной собственности.

Как нашему изданию прокомментировали в Следственном комитете, труды "Аэрогеодезии" исчезли. Какие-то воспоминания в уголовном деле, конечно, есть, но в компьютерной базе упоминаний о документах оперативниками обнаружено не было. Бумажных же носителей информации в кадастровой палате нет в принципе.

Сотрудники Управления экономической безопасности тщательно исследовали вопрос, как вообще переезжал в своё время архив из Всеволожска в центральный офис кадастровой палаты на улицу Чапаева в Петербурге. В их заключении нет оттенка иронии. Так, ими зафиксировано, что если архив Выборга перевозили и ставили на учёт в течение полутора месяцев, то из Всеволожска бумаги переехали чуть ли не за день. Есть в проверке и детективные нюансы: опрошенный сотрудник кадастровой палаты вспомнил, как в день переезда всеволожского архива отключали камеры видеонаблюдения в ведомстве.

ХОДАТАЙСТВА

Примерно в эти же дни – в середине лета 2010 года главе муниципального образования "Сертоловское городское поселение" Юрию Ходько поступают ходатайства. В начале от представителей ДНП "Береговое" и "Левашовский лагерь -1", затем и от других.

Заявления передаются на суд земельной комиссии Всеволожской администрации. Как и положено, в таких случаях, было проведено заседание земельной комиссии, в котором приняли участие глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко и главный архитектор Всеволожского района Эдуард Акопян. Заседание прошло 8 сентября 2010 года. На нём было принято решение об организации на части территории Левашовского военного лагеря 10 ДНП. Под это было выделено 377 гектаров земли.

Примерно в это же время начальник Северо-Западного управления по расквартированию войск Иван Кондратьев, начальник ФГУ "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района" Дмитрий Осьмёркин и глава департамента имущественных отношений Министерства обороны Евгения Васильева подписывают документ, в результате которого 609 гектаров Левашовского полигона отходят муниципалам.

Именно на этой бумаге Следственный комитет дал оценку: "нормативных актов, устанавливающих отказ министерства обороны от этих земель, не принималось".

Основная же претензия, которую предъявляют следователи всеволожским чиновникам, состоит в том, что они не должны были выдавать участки под садоводства, не проверив разграничение категорий земель согласно установленной процедуре.

Как стало известно 47News от собеседников в полиции, в январе этого года оперативники беседовали как с Соболенко, так и с Акопяном. Глава администрации сослался на то, что добросовестно заблуждался, а главный архитектор не стал подписывать объяснение.

"Зачем вы мне задаете эти вопросы? Вы же все понимаете", – говорил он незадолго до смерти.

Сейчас же, в беседе с корреспондентом 47News, Соболенко заявляет, что не имел никакого отношения к процедурам, связанным с Левашовским полигоном. "Лагерь как был, так и остался. Никаких садоводств на его территории нет и не было. Размежеванием и разграничением земли занимались федеральные органы власти, я тут не причём", - сказал он.

ТАНКОВАЯ ДИРЕКТРИСА

Пока проходила земельная комиссия и 10 ДНП получали свои гектары, в Западном военном округе верстали планы танковых учений на 2013 год. В результате возникла фельетонная ситуация – в плане эксплуатации полигона намечены очередные танковые учения. Более того, танки должны выходить на линию огня как раз выезжая на четыре садоводства: "Северная лица-1", "Северная лица-2", "Фазенда", "Просторы". И эти площади с уже приобретенными некоторыми петербуржцами участками, как написано в отчете ЗВО, лежат на их директрисе*.

"По сути, председатели ДНП — это добросовестные предприниматели. Однако прокуратура области имеет полномочия и собирается подать иск в суд на признание договоренностей по аренде между ДНП и муниципалами ничтожными", – заявил нам собеседник в прокуратуре.

Судя по всему, настрой у прокурора Ленобласти Германа Штадлера агрессивный. Так, еще перед возбуждением уголовного дела, правоохранители ощущали определенное лоббирование интересов Александра Соболенко, а Штадлер направил на имя руководителя СК письмо, в котором он посчитал, что прокуратура поддержит обвинение в суде.

Муниципальные чиновники по обыкновению не спешат комментировать происходящее на их земле.

Впрочем, Александр Соболенко всё же взял трубку на звонок корреспондента 47News.

- Александр Николаевич, какие мысли по поводу обысков в районе?

- Надоело. Мысли, чтоб полицейские уже сказали наконец, что они ищут, в который раз уже приходят.

- А они не объясняют, что ищут?

- Такое ощущение, что у Ильина (Михаил Ильин — глава УЭБиПК по Санкт-Петербургу и Ленобласти) рэкетирская дубинка, которой он размахивает во все стороны. Замордовали район уже этими обысками, проверками, выемками, опечатыванием, ломанием ручек и всем остальным.

- Так как-то же вы это происходящее себе объясняете?

- Да мне противно! Не просто противно, а понятно, что идёт борьба за выборы и ресурсы во Всеволожском районе. Ни до чего хорошего это не доведёт, это называется переделом власти и переделом экономических интересов в районе. Честно говоря, надоело уже это всё. Хочется написать заявление и сказать, да пошли вы все, хочется заниматься чем-то, не связанным со всем этим, - довольно эмоционально прокричал он в трубку, и на этом связь оборвалась.

В свою очередь начальник УЭБиПК ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Михаил Ильин публично ответил Соболенко в том плане, что полиция политикой не занимается. "Еще хочу добавить, что несмотря на эмоции, ГУ МВД и дальше будет проверять Всеволожский район. И не ограничится только им", - пообещал он.

Пока следствие собирается предъявлять обвинение в должностных преступлениях, в интернете каждый может посмотреть рекламу земельных участков, находящихся в зоне танковой атаки.

*Директриса в артиллерии – специально оборудованный участок полигона, где установлены мишени и оборудованы огневые позиции.

Евгений Вышенков,Юлия Гильмшина, 47News

P.S. Уже поздно вечером корреспондент 47News долго разговаривал с Александром Соболенко по поводу всего вышеописанного. Глава администрации района настойчиво убеждал журналиста, что всё описанное выше не является правдой. Из речи господина Соболенко удалось вычленить следующую мысль: он категорически отрицает факт того, что когда-либо, при общении с правоохранительными органами, "добросовестно заблуждался" по поводу вопроса с"делом о Левашовском полигоне". "Меня много раз вызывали по разным вопросам, каждый раз что-то фиксировалось, но чтоб я сказал эту фразу устно или письменно — никогда не было", - заявил Соболенко, настояв на том, чтобы это объяснение в подобной формулировке появилось у нас на сайте.