Новые правила игры, установленные ВТО, загоняют агропромышленный комплекс Ленинградской области в угол. Теперь, по признанию фермеров, им приходится отчаянно выживать и ждать, что власти, наконец, начнут думать головой. Как прогнозируют эксперты, при существующей государственной политике уже через пару лет многие животноводческие предприятия окажутся банкротами.

Корреспондент 47News узнавал, на чем основывается пессимизм ленинградских аграриев, и что сможет спасти сельское хозяйство Ленобласти от вымирания.

Цифры обманчивы

России, официально вступившей во Всемирную торговую организации, с этого года пришлось изменить подход в помощи сельскому хозяйству. Были отменены меры прямой поддержки, которые могут поставить отечественные товары в более выгодную позицию на рынках. Например, вместо льгот на закупку горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений появились "погектарные" субсидии. Если сопоставить предусмотренные на этот год 15,2 млрд рублей с площадью обрабатываемой в стране пашни, то выйдет примерно по 300 рублей на гектар. Это только около 5% от себестоимости производства зерновых.

Словом, абсолютные цифры, о которых разглагольствуют федеральные министры, несколько обманчивы, отмечают эксперты. "Снижение поддержки весьма существенное — федеральная субсидия уменьшилась" больше, чем на 20%", - констатирует совладелец птицефабрики "Синявинская" и депутат Законодательного собрания Ленобласти Никита Мельников. Не особо надеются аграрии и на областную поддержку: 3,5 млрд рублей (сумма, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 40%) в результате окажутся размазанными по региону как каша по тарелке для журавля.

Всемирная торговая организация вообще для России объективно оказалось делом не особо выигрышным. Как отметил Мельников, новички всегда вступают в этот клуб на условиях хуже, чем предыдущие, и наша страна вошла туда на самых невыгодных условиях. Нашим производителям теперь придется к ним как-то приспосабливаться. Загвоздка в том, что корнем проблем отечественного сельского хозяйства аналитики и аграрии считают вовсе не ВТО.

Скажи мне, кто твой враг

"ВТО нам не страшно, нам страшна политика нашего государства. Это не конкуренция отдельных производителей. Мы конкурируем с политикой западных стран по уровню поддержки сельского хозяйства", - отмечает председатель Общественной палаты Ленинградской области, генеральный директор ОАО "Ленптицепром" Юрий Трусов.

Сильнее всего по местным производителям ударил рост цен на зерно. Сейчас за тонну зерновых аграриям Ленобласти приходится отдавать почти 13 тысяч рублей. Год назад такой же объем пшеницы можно было купить за 7,5 тысяч, а в удачный сезон и за 5 тысяч. Дефицит зерна в России продолжает увеличиваться, а вице-премьер Аркадий Дворкович по прежнему не намерен вводить эмбарго на его экспорт, как это делалось в 2010 году.

"В Ленинградской области, как и по всему Северо-Западу, дефицит зерна ощущается намного острее, так как мы незерносеющие регионы. Поставлять его из других регионов страны очень невыгодно из-за высоких тарифов на перевозку. Все это переходит на корма, а корма — основа животноводства. В результате растет себестоимость продукции, но продажная цена не растет, потому что сети очень жестко диктуют свои условия", - рассказал корреспонденту 47News Юрий Трусов.

Еще один фактор, делающий сельскохозяйственную продукцию Ленинградской области неконкурентоспособной — это значительный и зачастую непредсказуемый рост цен на электроэнергию. Депутат Мельников сравнивает 47-й регион с США, и это сравнение, мягко говоря, не в нашу пользу. "В тех штатах, где производится основная часть мяса и яйца, тариф на электроэнергию для сельхозпроизводителей составляет примерно 1,8 рублей за киловатт. У нас в Ленинградской области это примерно 4,5 рублей. В июле этого года тариф вырастет еще на 21%, а до 2018 года он будет составлять 9,4 рублей за киловатт", - отмечает он.

Истинными "врагами" сельского хозяйства Ленобласти давно являются не столько зарубежные конкуренты, сколько РЖД, "Ленэнерго" и "Газпром". Тарифы этих монополистов напрямую влияют на себестоимость продукции, которая в итоге не может соперничать с ввозимыми из-за границы дешевыми аналогами. И в этом случае преимущества 47-го региона в виде портов и продуманной логистической сети играют на руку импортерам: вези, что хочешь.

На грани разорения

Сейчас Ленинградская область вместе с остальной Россией ввязалась в экономическую войну на выживание. Потери на нашем фронте пока не ощутимы, но уже предсказуемы. Из развитых стран Ленобласти грозят дешевым мясом и молоком. Прибалтика, Голландия и Балканы, например, готовы заполонить ленинградский рынок овощами, Канада и США хотят импортировать тонны свинины, а из Бразилии, Аргентины, Австралии и опять же из США идет малорентабельная для нас говядина.

Областным свиноводам уже приходится несладко. На фоне практически двукратного удорожания зерна закупочные цены на свинину в живом весе упали на 30%, отмечает исполнительный директор свинокомплекса "Рюрик-Агро" Татьяна Шарыгина. Сейчас предприятие отдает животных на бойни по 60 рублей за килограмм при себестоимости в 59 рублей.

"Некоторым предприятиям очень плохо, они свиноматок режут, но мы еще держимся, работаем фактически в ноль. Мы просто сократили все свои инвестиционные проекты — на ремонт, на обучение сотрудников, поездки на семинары и так далее. Какое-то время мы так продержимся, но недолго, потому что развиваться не сможем". - рассказывает Шарыгина.

Суть беды в том, что Россия, вступив в ВТО, "забыла" ввести заградительные пошлины на ввоз свинины. В итоге к нам повалил дешевый, и не всегда качественный товар из той же Польши. Тяжелее всего приходится небольшим фермам, поскольку себестоимость продукции у них значительно выше.

Руководитель ООО "Свинка" Василий Чернявский, например, в ближайшее время надеется снизить себестоимость свинины хотя бы до 65 рублей за килограмм живого веса. "Мы с осени ходим, как в воду опущенные. Если летом самая низкая цена за килограмм мяса была 145 рублей, то теперь мне пришлось опустить ее до 104 рублей".

Даже процветающему в Ленинградской области птицеводству нынче придется несладко. До сегодняшнего дня 47-му региону в производстве куриных яиц не было равных: 7% всех российских яиц поступают из нашей области. Региональные предприятия по технологиям превосходят многие европейские, поэтому без проблем могли бы претендовать на уголок на чужих рынках. Однако та же Финляндия вряд ли ждет продукцию из Ленобласти: по мнению Юрия Трусова, финны не хотят видеть у себя ленинградские яйца, поэтому придумают множество законных причин, чтобы не пустить их к себе на рынок.

Цены вырастут

Многие жители Ленобласти не особо разбираются, мясо чьего производства они покупают в супермаркетах. Как говорится, если нет разницы, то зачем переплачивать за дорогую свинину из Всеволожского района? Но вся загвоздка в том, что если объемы производства в регионе снизятся, и на прилавках окажется импортная продукция, то цены обязательно подскочат. Как уверяет директор ОАО "Ленптицепром", местная продукция всегда ограничивала верхний уровень цен.

И все это ожидает сельское хозяйство уже в обозримом будущем. Конечно, условия ВТО предполагают антидемпинговые разбирательства и введение защитных мер в ответ на влияние импортных товаров, однако, по мнению экспертов, ленинградские производители могут просто до них не дожить.

"Если правительство РФ будет поддерживать АПК на тех условиях, которые позволяет ВТО, то нам на ВТО будет наплевать. Государство может, например, снова ввести заградительные пошлины на импортную свинину, или увеличить финансовую поддержку свиноводства, - считает аграрий с многолетним стажем Юрий Трусов. - Но если политика в отношении сельского хозяйства останется на прежнем уровне, то целому ряду предприятий Ленинградской области не жить, они погибнут. И произойдет это в течение ближайших двух-трех лет".

Мария Бочко, 47news