В Ленинградской области назревает конфликт на религиозной почве. Внимание властей и правоохранительных органов привлекла исламская организация "Азан", недавно появившаяся на территории посёлка Сосново Приозерского района. На официальных уровнях власти о ней говорят как о потенциально опасной, беспокоится и губернатор Александр Дрозденко. Религиозные деятели видят в этом лишь борьбу за власть в религиозных структурах, а эксперты советуют областным властям внимательней разбираться, "где экстремизм, а где клановые интриги".

В правительстве Ленинградской области возникла еще одна коллизия на религиозной почве на религиозной почве. Если на прошлой неделе принесённая в канцелярию администрации мормонская литература вызывала среди чиновников лишь легкое недоумение, то новая история выглядит куда серьезней.

В минувшую среду, 30 января, глава региона Александр Дрозденко встретился с новым муфтием Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, настоятелем Соборной мечети Санкт-Петербурга Равилем Пончаевым.

Как передала пресс-служба правительства, на ней был поднят вопрос о ситуации вокруг религиозной организации "Азан", в январе этого года зарегистрированной в посёлке Сосново Приозерского района Ленобласти. За день до встречи с губернатором Равиль Пончаев выражал недовольство этой организацией на встрече с полпредом, фактически обвинив её в потенциальном экстремизме. "Они ориентированы на работу с военными и заключенными и открываются, чтобы получить средства из-за рубежа. <...> Такие организации могут распространять фундаментальную идеологию, и не исключено, что среди их активистов есть люди, прошедшие подготовку в Саудовской Аравии, Сирии, Бахрейне, где сильно влияние "Братьев-мусульман", - заявил он в минувший понедельник. Весьма кстати прозвучала эта тема и на встрече президента России Владимира Путина с полномочными своими представителями. Президент напомнил об активизации религиозных радикалов "самых разных мастей и в самых разных конфессиях", о случаях убийств, покушений на убийство исламских священнослужителей. "Людям навязывают лживые истины, ничего общего не имеющие с традиционным исламом", – сказал Путин.

Александр Дрозденко, выслушав муфтия, пообещал ему вникнуть в ситуацию. "Мы разберемся, на каком основании организация "Азан" была зарегистрирована. И если эта информация о ней подтвердится, мы примем все возможные меры для отмены регистрации на территории региона", - заявил Дрозденко. Он добавил, что, несмотря на то, что регистрацию осуществил Минюст, необходимо также получить ответ на вопрос, по какой причине о регистрации данной организации не был поставлен в известность губернатор.

"Деятельность подобных религиозных организаций необходимо контролировать более качественно. Возможность ведения на территории деструктивной деятельности может нанести ущерб выполнению благородной миссии Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России", - говорится в пресс-релизе.

Однако в этой истории не так всё очевидно. Помимо Дрозденко о своей позиции в тот же день заявило и Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). Там фактически осудили Пончаева и заявили, что рассматривают "абсурдный выпад Пончаева как попытку посредством грязных технологий дискредитировать имама МРОМ "Азан", авторитетного проповедника Мунира-хазрата Беюсова, который пользуется поддержкой и уважением мусульман Петербурга и Ленинградской области". Как выяснилось, "Азан" входит в состав ДУМЕР и в исламской среде признается вполне легальной организацией.

Более того, в своём блоге Мунир-хазрат Беюсов опубликовал запись своего коллеги, письменно выступившего в его защиту. В нем говорится, что Беюсов является автором книг традиционного исламского направления и вполне возможно, что цель скандала — всего лишь устранить возможного конкурента на пути к власти. "Сами собой напрашиваются мысли о том, не видит ли Равиль Пончаев в Беюсове конкурента — талантливого, активного, работоспособного? В качестве козыря он пытается использовать тот факт, что Беюсов обучался в Саудовской Аравии, а значит автоматически является экстремистом и рассадником нетрадиционного Ислама. Младший брат Равиля — Рушан — также учился за рубежом, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде", - говорится в блоге.

В областном правительстве пока тоже скептически относятся к обеспокоенности, выраженной губернатором в отношении этой исламской организации. "Никакого конфликта нет. Губернатор выразил обеспокоенность потому, что ничего другого в этой ситуации ему не оставалось, он же просто не успел вникнуть в суть вопроса", - заявил один из собеседников 47News в одном из ведомств правительства, которое теперь вынуждено проверять деятельность "Азана". "Есть конфликт внутри Исламского сообщества, это понятно. Глава региона поддерживает того, кто выражает мнение большинства, это тоже понятно", - сказал второй собеседник.

"Данная организация зарегистрирована в соответствии с российским законодательством, какой-либо информации от правоохранительных органов о нарушениях не поступало", - рассказал председатель комитета по МСУ, межнациональным и межконфессиональным отношениям Алексей Смирнов. "Вопрос пока изучается", - был осторожен в высказываниях председатель комитета правопорядка и безопасности Сергей Смирнов.

Между тем эксперты отмечают, что власти Ленобласти должны более внимательно подходить к религиозному вопросу, поскольку поверхностное отношение к его сути может привести к серьезным последствиям.

"Ислам стал самой политизированной религией. Для обычных людей это плохо уже тем, что наша власть плохо разбирается в том, что такое Ислам, какие в нем существуют течения и как нужно себя позиционировать в сложной ситуации. Если федеральным властям референты еще могут худо-бедно написать справку, то региональные власти не исламских регионов похожи на заблудившихся в лесу детей, в эту проблему им просто не погрузиться", - считает востоковед, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов.

По его мнению, российским чиновникам часто трудно отличить "чистых" мусульман от "нечистых" - символика у тех и других зачастую одна и та же, к примеру, основная шахада Ислама "Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммеда посланника его" написана на флагах радикальных течений. "Региональные власти не могут сориентироваться в том, как распознать, где экстремизм, а где обычные интриги между кланами, которые пытаются за счет громких заявлений достичь решения своих шкурных интересов. Ислам сегодня раздираем страстями, и в этом основная опасность. Наши политики должны понимать, что исламские деятели порой стремительно меняют свой окрас от умеренных к радикальным", - полагает он.

"Совет тут можно дать только один: чаще консультироваться со специалистами Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, из Института стран Азии и других профильных учреждений, прежде чем принимать политические решения в этом вопросе, потому что можно наломать дров. Если этого не делать, могут быть неприятные последствия", - резюмирует Андрей Константинов.

Юлия Гильмшина, 47News