Увеличение международного транспортного потока и перспектива облегчения или даже отмены визового режима между Россией с Евросоюзом грозит Ивангороду Ленинградской области серьезным кризисом. Пропускная способность погранперехода с Эстонией уже давно не соответствует спросу, российский город от стоящих на центральных улицах автомобилей задыхается, дороги под колесами грузовиков разрушаются, а через границу продолжают круглые сутки ездить "челноки" и туристы. В среду в Смольном эту пограничную тему обсуждали на высоком международному уровне: члены Счетной палаты РФ во главе с Сергеем Степашиным встретились с руководством Государственного контроля Эстонии. Слушал о проблемах и узнавал о способах их решения и корреспондент 47News.

ПОНАЕХАЛИ!

Погранпереход Нарва-Ивангород с каждым годом пользуется все большей популярностью. По данным ФСБ РФ, поток граждан из России в Эстонию растет ежегодно примерно на 9%. В настоящее время в Ивангороде постоянно проживают немногим более 10 тысяч жителей, а границу из Эстонии в Россию пересекают ежедневно от 2 до 6 тысяч человек. Получается, что каждый день численность людей в маленьком Ивангороде вырастает на 20-50%, рассказал в среду заместитель главы администрации муниципалитета Александр Цвинёв. В месяц это примерно 7,5 тысяч легковых автомобилей, следующих из Эстонии в Ивангород, 2,5 тысячи грузовых машин и еще несколько тысяч пешеходов.

Как отметил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, только с эстонской стороны уже более 11 тысяч человек получили спецразрешения на пересечение границы, причем часть этих граждан идут и едут в Ивангород на работу — на завод по производству электропроводки для "Хёндай" корейской фирмы "Ийура корпорейшн РУС".

"Ивангород захлебывается от транспорта, в большей степени от легкового. Мы попытались ввести электронную очередь, но, к сожалению, опыт не удался. Связано это с отсутствием отстойника и соответствующей инфраструктуры, куда бы можно было заезжать транспорту, следующему через границу",- рассказала глава Ивангорода Татьяна Шарова.

То ли еще будет, предупреждают эксперты. По прогнозам Минэкономразвития РФ, автомобильный поток через границу России с Эстонией к 2020 году вырастет примерно в 3 раза, а железнодорожный — в 3,5 раза и более. Причем большая часть этого транспорта поедет именно через Ивангород. Значит, уже сейчас нужно что-то делать с этим пунктом пропуска.

НЕМНОГО О ХОРОШЕМ

Предыдущее заседание международной коллегии по этой же теме состоялось в марте 2012 года в Ивангороде. "Мы не зря встречались в Ивангороде 9 месяцев назад. Это такой срок интересный. Что-то родилось у нас за эти 9 месяцев", заметил председатель Счетной палаты РФ.

А родились, например, "положительные изменения в работе пунктов пропуска" и "сокращение очередей автомобилей на границе", рассказал Степашин. По его словам, если раньше перед границей с Эстонией можно было простоять все 10 часов, то сейчас процедура контроля проходит за 2-3 часа. "Даже на наиболее проблемном участке в Ивангороде по итогам прошлого года Россией было пропущено на 20% больше транспортных средств, чем в 2011 году", - пояснил Сергей Вадимович.

К положительным изменениям можно отнести и сокращение параметров транспортного контроля в пунктах пропуска, и введение обязательного предварительного информирования по ввозимым на территорию России товарам. Особенно повезло погранпереходу Куничина Гора в Псковской области, так как на этом участке с российской стороны заработала система электронного бронирования времени пересечения границы, и, кажется, заработала неплохо. Может быть, Росграница найдет деньги и время на оснащение и других пунктов пропуска.

СПИСОК ПРОБЛЕМ

Если не считать углубление партнерских отношений между российскими и эстонскими таможенными и правоохранительными ведомствами, то список позитивных изменений на этом можно закончить. Зато остался и углубился целый ворох проблем, которые перечислил в среду на этой встрече губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

Вот, к примеру, вышеупомянутый автомобильный пункт пропуска. С каждым годом, учитывая растущий трафик, Ивангород все острее нуждается в новом мосте через Нарву, причем уже не в пределах города. Но строительство его застряло на уровне споров, где мост должен появиться — ниже или выше по течению. В среду Сергей Степашин пообещал посодействовать в принятии принципиального решения о строительстве, а уже потом решать остальные проблемы по мере их поступления.

Пока новый мост существует только в фантазиях, Александр Дрозденко призывает хотя бы расширить существующий пропускной пункт — по его словам, имеется возможность чуть ли не вдвое увеличить полосы движения легковушек. В городе нужен отстойник для машин, купивших пропуск по времени, стоянка для транспорта тех, кто переходит границу пешком, логистический терминал для грузовиков. Все это требует не только денег (для строительства отстойника уже даже найден инвестор), но и волевых решений Росграницы, таможни, Минтранса и других ведомств. Один на один с этой проблемой ни муниципалитету, ни региону не справиться.

Единственная надежда на быстрые улучшения в пункте пропуска, которая теплилась в сердцах муниципальной и региональной власти, разбилась о медлительность эстонской стороны. В начале января стало известно, что проект реконструкции пограничного перехода Ивангород-Нарва откладывается на неопределенный срок, так как Эстония не может закончить подготовительные работы в срок. Большую часть из 8,2 млн евро на проект должен был выделить Евросоюз. Сейчас европейские партнеры просят Россию согласовать перенос сроков реконструкции на год — до конца 2015 года. Но пока РФ "ломается": проект был несколько изменен, и в нем не до конца учитываются интересы российских приграничных территорий. Проще говоря, комплексное развитие Ивангорода за счет средств ЕС оказалось под угрозой.

Современным условиям в Ивангороде не отвечает не только пункт автомобильного перехода, но и железнодорожная станция,а также пешеходный переход. "На сегодняшний день пункт пропуска на железнодорожной станции "Ивангород" не обустроен, не оборудован и абсолютно не соответствует требованиям государственных контрольных органов с российской стороны. Просил бы обратить ваше внимание, что данный пункт пропуска должен был быть включен в федеральную целевую программу "Госграница РФ" на 2012-2020 годы, но его исключили", - сказал Дрозденко и попросил у Степашина оказать посильную помощь в реконструкции ж/д пункта.

Пешеходный пункт пропуска "Парусинка" был построен еще в 1993-м году как временный, но продолжает работать в том же режиме. Границы "Парусинки" не определены, здание не стоит на балансе какой-то организации, а условия работы контрольных органов не соответствуют нормам международного пункта пропуска. Все это грустным голосом перечислял Александр Дрозденко, надеясь на содействие высоких чинов, собравшихся в Смольном.

Решения Сергея Степашина, представителей Минтранса, Росграницы, таможенной службы, Северо-Западного таможенного управления и других далеко не последних лиц федерального центра не отличалось оригинальностью: составить большие письма на имя Дмитрия Медведева и властей Эстонии и попросить все уладить. Кроме того, Степашин пообещал вернутся к этому вопросу через год и посмотреть, что сделано, а что не успели. Возможно, какие-то меры принесут свои плоды. Но на заседании стало в очередной раз понятно, что помочь Ивангороду смогут только большие деньги. Теперь остается понять, по каким сусекам надо скрести, чтобы найти необходимые миллиарды.

Мария Бочко, 47News