ОАО "Ленэнерго" и правительство Ленинградской области вступили в открытое противостояние. Камнем преткновения стал проект новой шестилетней инвестиционной программы энергокомпании, объем финансирования которой сопоставим с бюджетом целого региона. Вложение 65 млрд рублей в развитие энергосетевого комплекса Ленобласти повлечет ежегодное удорожание услуг по передаче электричества в среднем на 14%. Чиновники не довольны такими цифрами и категорически против обновленного проекта инвестпрограммы, однако их оппоненты уверяют: без реализации этого плана Ленинградской области грозит свой локальный "конец света".

ОБОСНОВАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Никто, кажется, не будет опровергать тот факт, что электросети, подстанции, опоры и прочее оборудование энергосетевого комплекса Ленобласти морально и физически устарели. Это грозит не только локальными перебоями, но и массовыми блэкаутами, невозможностью дать развивающимся производствам необходимую энергию, подключить потребителей к сети и так далее и тому подобное. В частности, по данным "Ленэнерго", уже сейчас более 60% электросетевого оборудования отработало положенный по нормативам срок. А объем просроченных договоров компании по техническому присоединению составляет 13,1 млрд рублей. За такую "нерасторопность", кстати, ФАС уже оштрафовала "Ленэнерго" на 8,7 млн рублей.

"В течение советского периода тариф был с нулевой инфляцией. Но был износ сетей, который имеет на сегодняшний день "Ленэнерго". Цифры в программе даны с учетом износа сетевого хозяйства", - рассказала в среду на заседании инвестиционного совета при губернаторе Ленинградской области директор по инвестиционной политике ОАО "Ленэнерго" Екатерина Голоулина.

Сейчас, чтобы реконструировать и построить новые источники питания, повысить надежность существующего энергосетевого комплекса и реализовать адресную инвестиционную программу по строительству и реконструкции распределительной сети, нужно в течение 2013-2018 годов потратить 65 млрд рублей. При этом тариф на передачу электроэнергии будет расти ежегодно в среднем на 14%.

Так как для населения цена за свет на 2013 год уже установлена службой по тарифам, затронет повышение стоимости передачи энергии в основном предприятия Ленинградской области. Причем, согласно расчетам комитета по тарифам и ценовой политике правительства области, по некоторым уровням напряжения часть производств уже в следующем году могли бы ощутить рост тарифа на электричество до 27%.

14% в год - это возможный максимальный уровень повышения тарифа, предложенный "Ленэнерго" и утвержденный до 2018 года Федеральной службой по тарифам. В существующей инвестиционной программе ленинградской энергокомпании (на 2012-2017 годы в объеме 25,6 млрд рублей) уже заложен рост в 10%, однако, как отмечают эксперты, этого для выполнения задуманных планов будет явно недостаточно. В комитете по тарифам и ценовой политике согласны с пессимизмом оппонентов, но и на максимальное повышение цен идти не намерены: предлагают "Ленэнерго" держаться в среднероссийских рамках, прогнозируемых Минэкономразвития, - 12%.

ОТКУДА ЦИФРЫ?

Аргументы властей, отвергающих более чем двукратное увеличение объема финансирования, не менее убедительны. На инвестиционном совете был представлен также анализ программы "Ленэнерго", который разбивал доводы компании. Начальник отдела регулирования тарифов на электроэнергию и газ правительства Михаил Ещенко рассказал, что ключевое отличие программы 2013-2018 годов от уже утвержденной программы 2012-2017 годов в 170 новых мероприятиях. Он назвал и некоторые необоснованные, по мнению экспертов от правительства, моменты. Например, на новое строительство распределительных сетей "Ленэнерго" заложено 12,5 млрд рублей, в то время как на те же объекты в предыдущей программе предусматривалось с 2,5 млрд.

Недовольны чиновники были и источниками финансирования: только 48% пойдут из собственного бюджета, при этом 45% нужных денег компания намерена найти в кредитных учреждениях. По словам главы комитета по тарифам и ценовой политике Олега Сибирякова, все эти кредиты и проценты в дальнейшем тоже лягут на плечи потребителей.

Однако, по словам Сибирякова, в правительстве прекрасно понимают необходимость серьезных вложений в энергокомплекс Ленинградской области, но не в таких объемах. Именно поэтому вице-губернатор Дмитрий Ялов предложил "Ленэнерго" еще немного поработать над своей инвестпрограммой.

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ

Нетрудно догадаться, что у непосредственных потребителей — региональных предприятий - представленные энергокомпанией цифры вызвали негодование. "О каких инвесторах мы говорим? Сюда ни один нормальный человек не пойдет! - уверен депутат ЗАКСа Ленинградской области Никита Мельников. По его мнению, в условиях ВТО с такими безумными тарифами за электроэнергию и, соответственно, высокой себестоимостью продукции, Ленинградская область не выдержит конкуренции. "Всю инвестиционную часть приведем в неконкурентную плоскость", - поясняет Мельников.

У предприятий, по сути, вариантов развития ситуаций будет немного: либо выживать с растущими, как на дрожжах, тарифами, повышая цены на свою продукцию, либо переходить на собственные источники генерации электроэнергии, либо просто закрываться. "Рост цен на электроэнергию для многих предприятий Ленинградской области чреват повышением стоимости их продукции и, как следствие, проблемами со сбытом и доходами", - отметил вице-губернатор Ялов. А когда нелегко станет предприятиям, в том числе крупным и градообразующим, завоют все: от простых трудяг до федерального бюджета, которому в крайних случаях придется помогать дефицитным компаниям по примеру пикалевских производств.

При этом установка обособленных генераторов для Ленинградской области тоже не выход. "Мы как органы власти постоянно сдерживаем тех, кто хочет уйти на прямые отношения с "ФСК", либо уйти на собственную генерацию, тем самым разрушить централизованную электросистему. Этот процесс в последнее время начинает носить необратимый характер и исключительно в связи с тарифами на передачу энергии. Иногда тариф на передачу составляет до 60% от конечной стоимости на электроэнергию. Людям выгоднее построить собственный источник генерации на газе. Этот проект окупает себя за 4-5 лет", - рассказал Дмитрий Ялов.

НА СТАДИИ СОГЛАСОВАНИЯ

Сейчас, по рекомендации правительства области, ОАО "Ленэнерго" пересматривает параметры в своей инвестиционной программе, поэтому и не особо распространяется о конкретных планах и цифрах. Однако документ уже направлен в Минэнерго, где также будет проходить широкое обсуждение. Как отреагируют на запросы ленинградской энергокомпании в федеральном ведомстве, станет понятно, скорее всего, уже в 2013 году.

Мария Бочко, 47News