Глава Ленобласти Александр Дрозденко не нашел на "Дороге жизни" незаконных коттеджных застроек, на которые Владимиру Путину жаловалась блокадница. Зато выразил желание создать единую структуру, которая бы отвечала за все памятники на дороге — те, что сейчас бесхозные, и те, что находятся в ведении разных регионов.

Обратить внимание на проблему "Дороги жизни" в минувший понедельник, 10 декабря, заставила жительница Санкт-Петербурга, блокадница, а по совместительству доверенное лицо Владимира Путина. Она попросила Владимира Владимировича "помочь решить судьбу Ладоги".

"Дорога жизни", она сегодня гибнет. И история защиты Ленинграда – 900-дневной блокады, тоже гибнет. Мы уйдём, и больше молодёжь туда уже не едет. Земля принадлежит области, а история – городу. Поэтому сейчас там строятся коттеджи. Только Вы можете решить, как потомок блокадников, эту жгучую проблему", - попросила она. (цитата — с официального сайта президента РФ — прим.ред.).

Владимир Путин признался, что не знал о проблеме, и пообещал "вернуться к ней". "Обязательно я переговорю с обоими губернаторами: и области, и города. Но одно я вам могу точно сказать: несмотря ни на какие вопросы, связанные с землёй, подвиг ленинградцев и подвиг тех, кто был в блокаду в городе, защищал город, вообще защищал страну, – он никогда не будет забыт", - пообещал он.

В результате три дня спустя, в четверг, 13 декабря, губернатор Дрозденко отправился инспектировать "Дорогу жизни". Вместе с главой администрации Всеволожского района Александром Соболенко и главным архитектором района Эдуардом Акопяном он проехал вдоль всей дороги и заявил по итогу, что "явных нарушений не видит".

"Сама по себе "дорога жизни" не является памятником архитектуры. Конечно, она сейчас другая, не такая, как была во время и сразу после войны. Вдоль нее и пункты питания, и дома стоят, но сказать, что есть грубые нарушения, нельзя. Сделать дорогу памятником нереально, в таком случае мы не сможем залатать ни одну дырку на асфальте. Это невозможно, это же живой организм, артерия между Санкт-Петербургом и Всеволожском", - заявил он журналистам во время импровизированного брифинга у мемориала "Разорванное кольцо".

В то же время, по словам Дрозденко, есть проблема с группой памятников (около 100 единиц), которые установлены вдоль дороги жизни. Они не входят в реестр собственников РФ, по сути у них нет единого собственника — одни принадлежат Ленобласти, некоторые Санкт-Петербургу, некоторые — Министерству обороны, другие — РЖД. Некоторые памятники вообще формально бесхозные.

"Предлагаю создать единую государственную структуру, которая будет управлять всеми памятниками на "Дороге жизни". До 90-х годов за памятники отвечали различные городские предприятия, а теперь за ними ухаживают только к святым датам", - напомнил он.

По прогнозам Дрозденко, структура может быть создана очень быстро, и процедура перехода в ее собственность памятников займет не более полугода. "С Георгием Полтавченко (губернатор Санкт-Петербурга — прим.ред.) вопрос не обсуждал, но знаю, что у города есть аналогичное предложение — передать памятники в управление города. Но сейчас не принципиально, в чьём ведении будет ведомство по управлению памятников, главное, чтоб было принято решение о его создании. В год на содержание памятников нужно не более 20 млн рублей, не принципиальная сумма ни для города, ни для области", - добавил губернатор.

Помимо этого Дрозденко предложил сделать зоны регулярной застройки вокруг территории дороги. "Границы вокруг памятников не отрегулированы. Никто не мешает главе построить рядом с мемориалом коттеджи. Через суд мы потом не сможем оспорить это решение", - полагает Дрозденко.

Напомним, что сегодня особенно остро стоит вопрос о четырех музеях, принадлежащих различным ведомствам. Музей в Коккорево – филиал "Санкт-Петербургского Государственного Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда", где часть здания отдана клубу рыбаков и охотников. Второй музей в поселке Осиновец принадлежит Октябрьской железной дороге. Третий музей – также в поселке Осиновец – находится на балансе Центрального военно-морского музея Министерства обороны Российской Федерации. Четвертый музей в деревне Кобона сгорел в 2012 году и требует полного восстановления.

Кроме того, мемориальный комплекс "Невский пятачок", "Синявинские высоты" и музей "Дорога жизни" создавались в 70-е годы прошлого столетия, и сейчас появилась острая необходимость их реставрации. В 1974 году эти памятники взяты под охрану государства как вошедшие в состав "Зеленого пояса Славы". Имущественные вопросы, включая земельные, полностью не решены.

***
Справка: Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года, расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. "Зелёный пояс Славы" - 43 километровых столба на Дороге жизни - признаны памятниками истории.

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 39 столбов вдоль железной дороги. Памятные километровые столбы являются объектом культурного наследия федерального значения.

"Дорога жизни" является элементом объекта ЮНЕСКО "Исторический центр города Санкт-Петербурга и связанный с ним комплекс памятников".

47News