Муниципальные власти посёлка Виллози Ломоносовского района Ленинградской области обвиняют военных в том, что под благовидным предлогом рекультивации карьера они занимаются бизнесом. Как утверждают чиновники, вместо удаления кустиков, военные свезли на земельный участок остатки строительного грунта, бетона и кирпича. За счёт этого военные могли получить от десятков миллионов до десятков миллиардов рублей прибыли.

В начале ноября этого года руководство бывшего совхоза, а ныне — ЗАО "Можайское", что находится в посёлки Виллози Ломоносовского района Ленобласти, заметило странную вещь. На их территорию зачастили КамАЗы, которые сваливали кучи грунта и строительного мусора на землю и уезжали восвояси.

Генеральный директор ЗАО "Можайское" Геннадий Хивинцев с техникой спорить не стал, а предъявил претензии администрации поселения. "Мы решили, что для посёлка здесь строят дорогу. Нас это возмутило – почему не спросили", - рассказал корреспонденту 47News Геннадий Хивинцев. Как не странно, чиновники ни о какой дороге не знали, и со своей стороны, внимательно отнеслись к возникшей проблеме. Муниципалы провели своё расследование и выяснили, что грунт возит компания ООО "Империал-Эко", с которым заключило договор руководство войсковой части, расположенной по соседству с бывшим совхозом (копия имеется в распоряжении 47News — прим.ред.).

На словах главе посёлка Виктору Иванову представители части заявляли, что занимаются рекультивацией карьера площадью 14,2 Га. "Этот карьер здесь с 60-х годов, раньше из него добывали щебень, а затем забросили. Военные сказали, что хотят очистить карьер — за годы он якобы оброс мусором и травой", - вспоминает Иванов.

На бумаге устные заявления подтвердились лишь наполовину. Иванов истребовал техническую документацию и копию договора. В пункте "технические задачи" действительно значатся "вырубка остатков растительности". Но расчищать карьер военные решили в том числе и таким способом - "отсыпкой участков строительными отходами (грунт, бой бетона, бой кирпича)" и "устройством технологических дорог".

"Дорогу к карьеру они начали строить по землям "Можайского". Подтвердить, что карьер принадлежит Министерству обороны, они не смогли — не предоставили акт выборки земельного участка. Пункт об "отсыпке отходов" прямо указывает на то, что идёт не рекультивация карьеров, а утилизация отходов", - продолжает Иванов.

Иванов опасается, что под предлогом рекультивации карьера военные занимаются бизнесом. "В устных беседах они рассказывали, что должны завести на этот карьер 1,5 миллиона кубов грунта и строительного мусора", - поясняет он. Чиновник считает, что с учётом того, что на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится не слишком много лицензированных полигонов для складирования отходов, карьер могли использовать именно в качестве полигона.

Надо сказать, незаконная утилизация отходов является прибыльным бизнесом. По данным открытых источников, официальные полигоны предоставляют услуги по утилизации отходов V классов опасности (наименее опасные — прим.ред.) примерно по 300 рублей за 1 куб, то есть любая фирма, которой нужно утилизировать 1,5 млн кубов строительного мусора, могла выложить 450 млн рублей. Однако без официальной лицензии стоимость услуг снижается примерно до 50 рублей за 1 куб, итого, прибыль за использование карьера в качестве полигона могла составить порядка 75 миллионов рублей.

Ко всему прочему, муниципалы всерьёз опасаются, что на карьер привозились не просто строительные отходы, а те, что можно отнести к "высокому классу опасности". "На все требования объяснить, откуда завозятся грунт и отходы, военные лишь хамили мне. Я полагаю, что этот грунт может быть реально опасен. Но мы не можем рисковать здоровьем людей. Рядом с воинской частью располагается деревня Малое Карлино с населением 4 тысячи человек. Что будет, если пойдёт сильный дождь, земли размоет, и ядовитые вещества попадут в водоём?", - задаётся вопросом Иванов.

В том случае, если догадка Иванова верна, прибыль от такой "утилизации" могла быть гораздо больше: захоронение 1 куба отходов первого класса опасности стоит уже около 30 тысяч рублей, второго класса опасности — 10 тысяч рублей. Если взять в пример приведённые выше расчёты, то речь могла идти о суммах в 15-45 миллиардов рублей.

Виктор Иванов вместе с главой администрации Виллози Виталием Козыревым писал официальные письма в различные инстанции, в том числе в прокуратуру и губернатору, но ответа так и не получил. В посёлок из Москвы приехали представители военной прокуратуры Краснознаменского гарнизона, к которому относится войсковая часть. "Они заявили, что контракт с "Империал-Эко" разорван, и грунт возить перестанут. Но то, что уже завезли – никуда не делось. Опасные ли завозились вещества, мы так и не знаем. Военные по-прежнему молчат о том, откуда их привозили", - опасается Иванов.

В военной прокуратуре корреспонденту 47News отказались оперативно комментировать ситуацию, предложив написать официальный запрос в ведомство. В конце этой недели в Виллози приедет ещё одна проверка — из Россельхознадзора, которая проведёт замеры земли, воздуха и воды. После этого будет понятно, насколько были оправданными опасения чиновников местной администрации.

Однако, как бы события не развивались дальше, факт остается фактом – муниципальные власти при всем изобилии полномочий, порой не способны отстоять права собственных граждан. Военные части, которых на территории 47-го региона великое множество, живут по своим, особым законам. Местная власть для них не указ. И можно не считаться с интересами людей, живущими с ними по соседству.

Представители воинской части до опубликования материала пообещали прокомментировать описанные события, но не сделали этого в обещанное время. Редакция оставляет право за командованием войсковой части изложить на наших страницах свою точку зрения на ситуацию.

Юлия Гильмшина, 47News