Более 350 тысяч абонентов "Петербургской сбытовой компании" с удивлением узнали, что должны по нескольку десятков тысяч рублей за электричество. В компании объясняют, что граждане сами виноваты — не прочитали информационные письма, которые сотрудники ПСК услужливо вывесили. В том, надо ли платить бешеные суммы и куда бежать, если цифры в квитанции зашкаливают, разбирался 47News.

Более чем 350 тысячам жителей Ленинградской области надолго запомнится последний поход к своему почтовому ящику за квитанцией на электроэнергию. Абоненты ОАО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК) в среду, 14 ноября, обнаружили в бумаге на оплату не привычные две-три цифры, а суммы с четырьмя нулями. Некоторые схватились за сердце.

"...Многие в шоке, т.к. там у некоторых указан огромный долг — у кого-то 20 т.р., у кого-то 10 т.р., у кого-то 3-5 т.р, хотя люди платят регулярно", - рассказала в группе одной из социальных сетей посёлка имени Морозова Всеволожского района Ирина Р. "...У меня у самой был шок, когда я увидела квиток", - вторит ей Екатерина. "Год назад меняла счетчик, плачу аккуратно, долг почти 6 тыс.! <…> Я прикинула, за этот год я должна больше, чем заплатила", - рассказывает Наталия Ф. Многие пишут, что родственники пожилого возраста сильно переживали, увидев квитанции, и пили лекарства, чтобы успокоиться.

При этом, судя по высказываниям жителей, в сбытовой компании никто не удосужился объяснить, откуда у граждан возникли такие долги, а многие абоненты и вовсе не могли дозвониться до отделений ПСК. С грехом пополам из пространных ответов энергетиков некоторым удавалось понять логику: если раньше свет оплачивали исходя из реально нагоревших киловатт, то сейчас — по неким нормативам.

В областных комитетах по топливно-энергетическому комплексу и по тарифам и ценовой политике корреспондента 47News заверили, что к ним обращений граждан не поступало. "Изменений в тарифах не происходило, суммы увеличиваться не могли, таких случаев, о которых вы говорите, в Ленобласти произойти не могло", - заверил глава ЛенРТК Павел Березовский.

В самой "Петербургской сбытовой компании" корреспонденту 47News подтвердили, что проблема есть. По словам представителя ПСК, пожелавшего сохранить анонимность, всё дело во вступившем недавно в силу постановлении правительства РФ №354. Согласно этому документу, сбытовые компании обязаны перейти на новые стандарты системы расчетов. Теперь гарантирующий поставщик должен рассылать готовые счета на оплату электроэнергии по почте. Абонентам надо лишь вписать показатели приборов учета. Ранее жители сами должны были оплачивать услугу в соответствии с собственноручно снятыми показателями счетчиков.

"В случае отсутствия показаний приборов учета в первом присланном счете будет отражен объем электрической энергии, определенный исходя из норматива потребления коммунальных услуг, установленного комитетом по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области", - 7 ноября сообщила в своем пресс-релизе ПСК.

Это, собственно, и произошло: счета гражданам выставили по нормативам, а не по фактическому потреблению. Возьмем для примера семью из трех человек, проживающую в четырехкомнатной квартире. В месяц у них "сгорает" 150 киловатт-часов электроэнергии, за что они платят 409 рублей (тариф составляет 2,73 рубля за  1 кВтч в квартирах с газовыми плитами; 1,9 рубля — в квартирах с электрическими плитами). По нормативам же, которые рассчитываются согласно количеству проживающих и общему метражу жилплощади, семья должна заплатить уже за 400 киловатт-часов (берем по максимуму) — 1092 рубля. Получается, что за год эта семья "задолжала" ПСК около 8200 рублей, а за три года — более 24 тысяч рублей. Суммы могут варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону, но принцип начисления примерно такой.

"Как только люди передадут нам корректные показания, суммы в квитанциях уменьшатся", - пообещал сотрудник ПСК. По его словам, для этого гражданам нужно прийти в офис филиала компании с данными о последнем показании счётчика, а квитанций об оплате приносить с собой не нужно — все данные и так занесены в компьютер. "С каждым мы будем разбираться отдельно. Люди сами виноваты — мы сообщали о реформе, надо было заранее прийти и сообщить данные счетчика", - говорит сотрудник энергосбытовой компании.

Кстати, прийти надо обязательно в срок до трех месяцев. Если этого не произойдёт, долг будет расти в астрономической прогрессии в соответствии с нормативом.

- По-человечески нельзя было этот процесс запустить? - поинтересовался корреспондент 47News.
- Это не наша задача — объяснять. Мы повесили информационные письма на почте. Не наша проблема, что их никто не читает, - уверенно ответил аноним из ПСК.
- Теперь все 350 тысяч человек придут к вам в офис... - попытался представить себе эту картину корреспондент.
- Ну да. Мы готовы, - спокойно отреагировали в ПСК.

На долю "Петербургской сбытовой компании" приходится около 45% абонентов Ленинградской области, то есть около 400 тысяч человек. "Электрошоковые письма" не пришли около 50 тысячам абонентов, поскольку в компании их отнесли к категории "надо разобраться, есть ли кто живой".

Еще 45% абонентов — у компании "РКС-энерго", которая начала присылать квитанции на оплату электроэнергии непосредственно потребителям еще в 2008 году. По словам директора компании Михаила Коломыцева, в первое время после перехода на новую систему были такие же проблемы, как сейчас у коллег из ПСК. И в результате последовавших перерасчетов оказалось, что от многотысячного долга избавились далеко не все.

"Не всегда большая сумма в счете была нашей ошибкой. Бывало и так, что мы просто выявляли неуплату за предыдущие годы. Помню, пришла бабушка с долгом в 12 тысяч. Подняли квитанции, выяснилось, она платила по 100 рублей в месяц долгие годы, и в итоге действительно должна была эти самые 12 тысяч. Жаль, конечно, когда для людей сумма становится неожиданностью, но долги им пришлось вернуть", - рассказал Коломыцев. По его подсчетам, с введения новой системы стало оплачиваться на 7% больше электроэнергии, чем раньше.

В связи с потенциальным увеличением потока абонентов в офисы компаний время работы филиалов ПСК продлено на два часа. Так, в период с 15 по 23 ноября, а также с 14 по 25 декабря консультацию можно будет получить с понедельника по четверг с 8:30 до 19:15, в пятницу – с 8:30 до 18:15.

Кроме этого, все интересующие вопросы относительно новой системы расчета потребители могут задать по телефонам, указанным в полученных квитанциях.

Юлия Гильмшина,
47News