В ближайшее время с карты Ленинградской области исчезнут порядка 30 муниципальных образований — многие города и поселки подвергнутся укрупнению посредством объединения. Власти 47 региона уверены, что их опыт — один из передовых в стране, но пока не могут ответить на элементарный вопрос — кто следующий в очереди на слияние?

В Ленинградской области продолжают обсуждать реформу муниципального самоуправления (МСУ), провести которую намечено начиная с 2013 года. В среду, 14 ноября, власти региона организовали круглый стол, на котором чиновники и депутаты должны были рассказать о развитии процесса и встречающихся на этом пути препятствиях.

Изменение муниципальной системы — одна из ключевых проблем, за которую взялся Александр Дрозденко сразу же после вступления в должность губернатора Ленинградской области. Предполагается, что изменения коснутся всех муниципальных образований и возможны в трёх видах: объединение муниципальных образований в смежных границах путем укрупнения; объединение районной администрации и администрации города – центра района; сохранение районных администраций и создание в других населенных пунктах своего рода филиалов.

Чтобы объединение не пугало местных чиновников, придумана особая схема их сокращения. Так, на трёхлетний переходный период рекомендованный фонд оплаты труда будет сохранен на уровне 90%. То есть если объединяются два МО с общей численностью служащих 20 человек, то в объединенном поселении будет предусмотрено 18 штатных должностей. Увольнять будут только пенсионеров.

"Когда я слышу о реформе МСУ, то всегда хочется взять в руки ножницы и начать нарезать Ленобласть", - признался заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Иван Макаров. На сегодняшний день в Ленобласти 221 поселение, чиновники подсчитали, что порядка 30 из них в ближайшее время могут объединиться. Приводя такие данные, Макаров апеллировал к некому исследованию, которое и выявило эти значения. Но выяснилось, что пока существуют только цифры, за которыми нет названий населенных пунктов, о которых может идти речь.

"Мы провели исследование, но инициатива объединения пойдёт не от нас, а от населения, так что мы пока не знаем, какие поселения объединятся в первую очередь", - заявил первый вице-губернатор Константин Патраев, подчеркнув, что "опыт Ленобласти в плане реформы вызывает интерес у коллег из других регионов". "Лучше смотреть по бюджету районов. Если есть строчка на подготовку к выборам, значит планируется объединение", - расплывчато пояснил зампредседателя Леноблизбиркома Владимир Скоробогатов.

На сегодня в Ленобласти успели объединиться два муниципальных образования Выборгского района — города Светогорск и Лесогорск. По словам Оксаны Пикулевой, на момент объединения работавшей главой администрации Светогорска, жители этого города были сначала против объединения, потому что Лесогорск считался депрессивным. "Но после реформы зарплаты всех жителей увеличились", - связывает два факта Пикулева.

Зачем надо объединять поселения, профильные чиновники пока толком ответить не могут. Единственное оправдание — становится меньше административных расходов. "Теперь не надо иметь две бухгалтерии, меньше чиновников, на которых надо тратиться", - рассказал депутат Законодательного собрания от Выборгского района Олег Петров. "Объединение — это правильная задача. Но надо задуматься над тем, добились ли мы какого-то толка от приближения власти к населению? Кроме формирования эффективной бюрократии в хорошем смысле этого слова надо сделать так, чтобы она хотя бы напоминала эффективный менеджмент", - считает депутат Законодательного собрания Андрей Лебедев.

Что касается слияния администраций районного уровня и административного центра, то оно уже произошло в Выборгском, Подпорожском, Приозерском и Тихвинском районах. "Людям было сложно разобраться, кто за что отвечает. К примеру, у нас было два комитета по управлению землей, два архитектурных управления. Теперь ситуация поменялась", - поведал глава администрации Тихвинского района Константин Полнов.

Участники дискуссии пришли к выводу, что помимо укрупнения поселков неплохо бы объединить некоторые районы до уровня городских округов: к примеру, такой мог бы получиться из Тихвинского района. "У нас девять поселений, восемь из которых глубоко дотационные. Во многих не хватает денег на содержание аппарата. Будем в перспективе делать из района городской округ", - пообещал Полнов.

Впрочем, не факт, что бюрократические изменения повлияют на жизнь простых людей. "В условиях абсолютной безответственности чиновников о подобных реформах можно не говорить. Если у человек будет тепло в доме, вода, мусор будут вывозить, а детей можно будет отвести в детский садик, то ему все равно, каково устройство его поселка или района", - уверен депутат Андрей Лебедев.

Юлия Гильмшина,
47News