В Ленинградской области полиция задерживает всё больше зацеперов. Специалисты утверждают, что за этими "шалостями" стоит организованное движение.

С начала года в Ленобласти и Петербурге с поездов снято 15 зацеперов, из них 8 - несовершеннолетних. Сколько осталось незамеченными - остаётся догадываться. В сети регулярно появляются видеозаписи, сделанные с крыш или подножек несущихся поездов. И не случайно: девяносто процентов наружных "зайцев" - это профессиональные экстремалы, для которых зацепинг - образ жизни. 47News постарался разобраться в данном феномене.

В неискушённом общественном сознании зацепер - всё больше жертва обстоятельств. Не хватило денег на билет. Опоздал на электричку... О том, что на подножке или на крыше можно ехать исключительно ради удовольствия, трудно даже догадаться.

- Ситуационных зацеперов у нас единицы, - рассказал корреспонденту 47New замначальника полиции СПбЛУ МВД на транспорте Алексей Корба. - В Тосно сняли с заднего вагона подростка. Во Мге обнаружили на крыше пьяного мужчину. Ещё кто-то попался. Всё! Остальные - профессионалы, имеющие с собой маски, рации, снаряжение. Объединённые в группировки.

Самое популярное направление у этих молодых людей, по словам специалиста, Московское. Передвигаются они на подножках, на переднем и заднем торцах локомотива, на крышах. Тренироваться начинают в метро. Мастерство оттачивают на электричках и поездах дальнего следования. Высшим пилотажем считается беспересадочный переезд в межвагонной сцепке на альпинистских крюках на "Сапсане".

Мы связались с одним из лидеров движения "Зацеперы Октябрьской железной дороги" Павлом Мурылёвым, и он подтвердил, что определённая организованность у движения, действительно, есть. Оно расширяется. Причины, по которым ребята приходят в зацепинг (или трейнсёрфинг), стандартны – спорт, адреналин и самоутверждение.

- Средний возраст трейнссёрферов - 15-25 лет, - пояснил Павел. - Движение молодое, характерно в основном для России, и имеет все признаки новой субкультуры.

По его словам, проезд на заднем торце хвостового вагона называется бэк-райдинг - он довольно безопасен. Проезд на переднем торце локомотива - фронт-райдинг - более сложен: на зацепера дует встречный ветер, приходится ехать в "мёртвой зоне", чтобы не заметил машинист. Руфрайдинг - проезд на крыше - считается наиболее опасным из-за наличия контактной сети и электрооборудования на крыше, а также сложности залезания и спуска. Передвижение на товарняках - это трейн-хоп. В движении есть свои правила техники безопасности. Так, участник должен быть хорошо подготовлен физически и обязан знать устройство транспортных средств, на которых передвигается.

- Многие, кстати, после школы поступают в транспортные учебные заведения, - отметил профессиональный зацепер. - Чаще всего, именно в железнодорожные.

Ситуацию с новым видом экстремалов прокомментировала психолог Управления ОЖД Ксения Шерман.

- Зацепинг - новое явление, но тип личности таких людей довольно распространён, - пояснила железнодорожница. - Во-первых, это люди с избыточным количеством энергии, которые не могут направить её в конструктивное русло. На лицо признаки девиантного поведения, демонстративности, привлечения к себе внимания. Не случайно зацеперы снимают свои достижения на камеру. То есть, зацепинг - это способ решения личностных проблем. В большинстве случае, это неблагополучные подростки. Им некому помочь разобраться в себе. Опасным здесь является ещё и фактор удовольствия - адреналинно-эндорфинный крючок. Если человек на него подсаживается, слезть с него, как с наркотика, очень трудно.

Беспокоиться в данной ситуации следует, конечно, самим экстремалам. Происшествия в данной сфере происходят регулярно. В Ленобласти летальных случаев пока не наблюдалось. Но их немало в Петербурге, Москве, Московской области. Так, один из идеологов движения трейнсёрферов погиб в конце прошлого года, сорвавшись с крыши идущего со скоростью 200 километров в час "Сапсана". В начале этого года в московском метро 24-летний студент запрыгнул на ходу в межвагонье поезда, но, оступившись, упал под колёса. В мае 18-летний москвич получил тяжёлую травму головы, подняв голову во время движения в метропоезде на гармошке. Месяц назад в метрополитене Москвы с автосцепки упал на полотно 21-летний молодой человек.

Противодействовать набирающему обороту трейнсёрфингу достаточно сложно. Передвижение снаружи поезда наказывается только символическим штрафом в 100 рублей (статья 11.17.1 КоАП РФ). Сейчас рассматривается повышение штрафа за нарушение данной статьи до 1000 рублей. А РЖД выступает с инициативой ужесточить меру наказания до 5000 рублей и накладывать на нарушителей административный арест.

О зацеперах в России заговорили совсем недавно - пару лет назад. О причинах появления данного феномена спорят до сих пор. Не совсем ясно – откуда вдруг такой бум? Специалисты Управления внутренних дел на транспорте по СЗФО поделились с корреспондентом 47News мнением, что, корень проблемы, возможно, кроется в массовых отменах электричек на ряде направлений в конце нулевых годов. Как следствии - в переполненности вагонов. А также в подорожании пригородных билетов. В чём особенно, кстати, преуспела Ленинградская область.

Сергей Прудников, 47News