Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко взялся за долгострои, оставленные ему по наследству предыдущим руководством области.

Глава региона прислушался к контрольно-счетной палате, еще месяц назад просившей выделить деньги на возведение домов для переселения граждан из аварийного фонда. В отношении глав поселений, допустивших недострои, уже возбуждены уголовные дела.

Правительство Ленинградской области выделит порядка 100 млн рублей, чтобы завершить строительство двух домов в поселке Вознесенье Подпорожского района, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилья. В сентябре соответствующие поправки в бюджет депутатам ЗакСа предложит внести губернатор Александр Дрозденко.

В общей сложности строительство этих домов обойдется Ленобласти дороже, чем власти могли предположить. Изначально планировалось, что жилье для переселения жителей Подпорожья из аварийного фонда возведут за счет федерального бюджета, для этого даже было выделено из госказны 177,6 млн рублей. Но из-за нерадивости муниципальных чиновников эти деньги пришлось вернуть, и на федеральном уровне был серьезно поставлен вопрос о том, стоит ли вообще выделять средства региону.

По данным 47News, в Подпорожском районе помимо двух домов в поселке Вознесенье так и не появился дом в поселке Никольское. Планировалось, что суммарно в новостройки переселятся 236 человек. При этом в Вознесенье переехать должны были 128 человек из четырех аварийных домов (для них должны были построить два трехэтажных здания), а в Никольском — 108 человек из шести аварийных зданий (их должны были поселить в одном трехэтажном доме).

Ситуацию можно с полным правом назвать долгостроем, ведь решать квартирный вопрос администрация поселений начала еще в 2010 году. Тогда застройщиком была выбрана компания "Центр-Сфера". Согласно данным, имеющимся в распоряжении 47News, муниципалы заключили контракт с фирмой на выкуп 91 жилого помещения общей площадью 4204,4 кв. метра в будущих домах. Строительство должно было завершиться к концу того же года, после чего администрация рассчитывала получить готовые помещения. Стоимость стройки, согласно контракту, составляла 126,1 млн рублей, из них 86% выделил Фонд ЖКХ, 12% - областной бюджет и 2% - местный бюджет.

Переезда граждане до сих пор не дождались. Согласно официальным данным, готовность строительства объектов в Вознесенье составляет 55%, в Никольском — 83%. Как пояснил корреспонденту 47News вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, в доме есть стены, окна и крыша, но нет всего остального. Несмотря на то что в таких "апартаментах" чиновники вряд ли когда-нибудь решились жить сами, квартиры были оформлены в Росреестре в собственность муниципальных образований.

В ситуацию попытался вмешаться тогда еще губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, который весной 2011 года съездил с рабочим визитом в Вознесенье и подверг увиденное резкой критике. Он пообещал закончить строительство до конца 2011 года и на различных совещаниях не раз поднимал вопрос о трудной ситуации с домами. Сердюков не раз намекал, что такое положение дел может привести к трагическим последствиями для муниципальных властей и чиновников строительного блока — для вице-губернатора по строительству Николая Пасяды и главы комитета по строительству Анатолия Каталевичу. Впрочем, угрозы делу не помогли и ни к каким существенным последствиям не привели.

В результате отстаивать интересы граждан, вынужденных ютиться в полуразвалившихся домах вместо переезда в новые, взялась прокуратура. В августе 2011 года по итогам прокурорской проверки были возбуждены уголовные дела в отношении глав администраций Вознесенского и Никольского городских поселений по ч.1 ст. 285 УПК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). В настоящее время уголовное дело в отношении главы администрации Вознесенского городского поселения находится на расследовании Лодейнопольского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Ленобласти, а предварительное следствие по уголовному делу в отношении главы Никольского городского поселения приостановлено.

В связи с тем что строительство домов не было завершено и к 1 января 2012 года, Ленинградской области было приостановлено финансирование программы со стороны Фонда ЖКХ до устранения нарушений. Чуть позже оба поселения были вовсе вычеркнуты из программы, и после этого сотрудничество области с Фондом продолжилось.

Новая региональная власть решительно вмешалась в историю с недостроем. "Мы понимаем, что эта ситуация тянется давно, мы понимаем, что ее надо исправлять, потому что не должны страдать люди", - заявил корреспонденту 47News Георгий Богачев.

"Я не понимаю, как можно было подписывать акты о вводе жилья при отсутствии крыш, - высказался в ходе рабочей поездки в Подпорожский район губернатор Александр Дрозденко. - Я разделяю недовольство людей, оставшихся без нормального жилья. Поэтому достройку правительство Ленобласти возьмет на себя. Хоть нам это будет и не просто, но люди из-за недостроя страдать не должны". Глава региона пообещал, что к сентябрю 2013 года строительство двух домов в Вознесенье будет завершено.

О том, что будет с незавершенным домом в Никольском — пока не сообщается. Отметим, что проблема переселения граждан из аварийных домов для Ленинградской в принципе важна. В целом по региону требуется переселить более 13 тыс. человек, и самое трудное положение — во Всеволожском, Выборгском и Тихвинском районах. В целом по области в 2010-2011 годах расселить должны были 1098 человек, но в новое жилье смогла переехать только половина из них.

В связи с этим понятна логика, подталкивающая областные власти всеми силами продолжить сотрудничество с Фондом ЖКХ. Суммы, которые необходимы на ремонт аварийных домов, существенны для регионального бюджета. Так, в 2011 году на эти цели из Фонда ЖКХ было получено 380,4 млн рублей, в 2012 - 204,6 млн рублей.

К слову, еще в июле этого года контрольно-счетная палата Ленобласти выпустила отчет, в котором расписывала проблему расселения аварийного жилья. Авторы доклада непрозрачно намекали на то, что муниципальные власти могли бы повнимательней относиться к выбору строительных организаций. Сотрудники КСП подчеркивали, что во всех ставших впоследствии критическими случаях уставный фонд подрядчиков составлял всего 10 тыс. рублей. Кроме того, ни в одном случае муниципальные власти даже не оштрафовали подрядчиков, и это несмотря на то, что у чиновников на руках были все карты, то есть соответствующие судебные решения.

Для решения проблемы контрольно-счетная палата предлагала рассмотреть возможность предоставлять муниципальным образованиям дополнительные ресурсы финансирования — к примеру, выдать кредиты или поручительства, чтобы дома были-таки достроены. Также сотрудники КСП предлагали изменить законодательство о государственных закупках и не использовать цену контракта как основной критерий оценки заявки в аукционе. Кроме того, КСП рекомендовала запретить муниципальным властям оплачивать фактически не поставленные товары или невыполненные работы.

Юлия Гильмшина, 47News