На одно воскресенье поселок Кузьмоловский Всеволожского района Ленинградской области превратился в выборную столицу Северо-Запада. Помочь кузьмоловчанам не ошибиться в правильности своего решения прибыл десант наблюдателей из Петербурга – по одному на каждого кандидата в депутаты, а также усиленные наряды полиции. О том, кто победил в неравной схватке «агитаторов» с «наблюдателями» - в материале 47News.

Закончен подсчет результатов голосования на выборах в совет депутатов Кузьмоловского поселения Всеволожского района Ленинградской области. По предварительным данным, оказавшимся в распоряжении 47News, депутатами от «Единой России» стали 7 человек, от КПРФ – 6, от ЛДПР – 1. Самовыдвиженец – 1.

НЕ ПРОТОЛКНУТЬСЯ

Первый вопрос, который услышал корреспондент 47News, выйдя из маршрутки в поселке Кузьмолово, был: «закурить не найдется?». Задавал его местный житель Володя, и, услышав «не курим» произнес одобрительно: «у нас это редкость».

Пока шли на избирательный участок (дорога заняла минут 7), он жаловался: «в последнее время наше хреново Кузьмолово на всех каналах, понаехали тут». Через минуту стало ясно, кого он имеет в виду: небольшая улица Школьная была перекрыта полицейскими машинами, а самих полицейских было, как минимум, десять. «Что у нас, война какая-нибудь, чтоб столько их было?», - возмущенно продолжает Володя.

Возле здания школы снует народ, в основном это молодые люди. Внутри участка № 186 не протолкнуться, кажется, что за избирательной урной следят заворожено как минимум двадцать пар глаз, а то и больше. В основном на участке присутствуют наблюдатели, причем те, что от партий, выглядят менее бодро, чем, те, что как выразился один из них – «самые злые», из ассоциации «Наблюдатели Петербурга». Все они отгорожены красно-белой лентой от членов комиссии – чтоб не мешали работать.

На участок постоянно заходят и выходят люди, от этого без перерыва пищат рамки-металлоискатели. «Дайте бабушке дорогу», - вежливо просит сотрудник полиции, пытаясь отогнать всех «лишних» к стенке. В комнате душно, отовсюду слышатся ругань и крики, много людей с маленькими видеокамерами. Нормальным считается диалог на повышенных тонах примерно такого содержания: «- Ты кто? - А ты кто? – Я депутат Госдумы – А я доверенное лицо, ну-ка покажи документы».

Спокойными выглядят только полицейские, на них всех надеты белые рубашки, практически у всех – как минимум, три звёздочки на погонах. «Чего им волноваться, они и не такой детсад видели», - замечает коллега.

ТЫСЯЧА РЕШАЕТ

«Путина выбирали, столько людей не видели, а тут все решили пойти на выборы», - делится впечатлениями жительница Кузьмолово. Наблюдатель Константин Жиданов, отвечая на вопрос, почему так много людей, кивает в сторону так называемого exit-poll. «Посмотрите на этих в зеленых жилетках. Те, кто работал агитатором на выборах и хочет получить причитающуюся ему тысячу рублей, прокалывает билетик у специального члена комиссии, а затем с ним подходит к «экзитпульщикам». Они отмечают в списке и говорят адрес квартиры, где выдают деньги», - эту историю в разных выражениях рассказывают здесь практически все присутствующие.

В качестве удачной иллюстрации полицейские мимо проводят кузьмоловчанина, который явно удачно отметил наступление воскресения. «Дайте мою тысячу!», - кричит он, проходя мимо депутата Госдумы от КПРФ Вадима Потомского. «Вон у того попроси, что в кепочке», - находится Потомский, указывая на председателя Всеволожского ТИК Виктора Загороднего. Тот отворачивается. Позже выясняется, что обещанные деньги за «агитацию» отдали далеко не всем.

ИСТЕРИКИ

«Выборы проводятся не для наблюдателей, а для избирателей», - изо всех сил пытаясь сдерживать себя рассказывает председатель 186 УИК Сергей Сивожелезов. Он вспоминает, что «с полвосьмого утра сплошные скандалы, наблюдатели придираются к мелочам». «Они серьезных ошибок-то не замечают, а истерики устраивают целый день, на повышенных тонах ведь разговариваем. Участок маленький, в нем душно, а наблюдателей зарегистрировано по 40 человек, они даже заняли места где должны сидеть избиратели. Даже сценария выборов не знают. Лучше бы прислали трех квалифицированных наблюдателей, чем сорок этих», - выговаривается председатель.

Ему вторит наблюдатель от «Справедливой России» Ольга Сулоева. «Устали мы от них, мешают, 90% их вопросов некомпетентны», - заявляет она. На мой вопрос, с чем же связан такой наплыв активистов, оба отвечают так: «просто выборы резонансные, да и может быть делать людям нечего».

ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИФИКА

Сами активисты в один голос заявляют, что без них выборы превратились бы в полный бардак. «До сегодняшнего дня я вообще считал, что муниципальные выборы не важны, но сегодня изменил позицию», - рассказывает Константин. Уже несколько дней в twitter популярным стал хэштег #кузьмолово.

По словам же руководителя ассоциации «Наблюдатели Петербурга» Александры Крыленковой, всего в Кузьмолово приехали около 100 активистов – по одному на каждого кандидата в депутаты. В основном – петербуржцы или жители Кузьмолово, есть несколько человек из Гатчины. Возраст – от 25 до 35 лет, примерно пятая часть из них – предприниматели средней руки.

«Мы питерская интеллигенция нового формата», - говорят они сами о себе, но сами же над этим смеются, продолжая: «какая мы интеллигенция?». «Мы люди, которые вне системы, которые ничего не боятся. Мы готовы отстаивать честность проведения выборов во всех даже самых маленьких поселков», - пояснил предприниматель Дмитрий, наотрез отказавшийся называть свою фамилию.

«Раньше такие как мы тоже были, но на них смотрели как на дурачков. Многие не верят, что мы сами собираем деньги для покупки всего необходимого – продуктов на день выборов и тому прочего. Народ собирается в основном стихийно», - говорит Крыленкова.

По ее словам, от городских выборов областные отличаются заметно. «Здесь меньше возможностей для фальсификаций, ведь каждый на виду у всех. Мы видим только одну технологию – заключение договор на агитацию, больше схем фальсификаций здесь не используется», - уверенна Крыленкова. «Честно говоря, не очень здесь интересно, на президентских выборах в Питере было веселей», - признался видеодизайнер Андрей Шарапко, которому в Кузьмолово отведена роль снимать происходящее на камеру.

Представители же оппозиции в большом количестве наблюдателей на участках видят несомненную пользу. Впрочем, некоторые предсказывают, что в будущем проект трансформируется в некую структуру, и будет уже не то. «Сейчас они получают опыт для себя, нет сомнений, что работают исходя из внутренних убеждений. А что будет потом? На любых выборах нужны профессионалы, а где их взять в таком количестве? Естественно различные структуры будут обращаться к «Наблюдателям Петербурга» за помощью, это станет неким бизнес-проектом», - к примеру, высказался Вадим Потомский.

ПЛЮС ОДИН

Через час теория Крыленковой «об одной технологии» разрушается: на участках начинают задерживать так называемых «ходоков». Схема такова: человек, не имеющий прописки в Ленобласти, но прописанный в Петербурге, подходит к определенным членам избирательной комиссии и показывает ему паспорт, в котором у него стоит пометка карандашом "плюс 1". Член комиссии якобы записывает этого человека в отдельный список и выдает ему бюллетень, а в своих документах искажает номер паспорта избирателя, чтобы личность того невозможно было идентифицировать.

По данному поводу членам комиссии переживать долго не приходится, ведь на участке происходит еще одно нарушение – вместо 90-летнего дедушки голосовать приходит 50-летняя женщина. С других участков передают вести о том, что снова голосуют без кузьмоловской прописки, на одном даже замечены вбросы.

Ближе к вечеру на проблемный 185 участок приезжает глава Леноблизбиркома Владимир Журавлев. Он согласился с тем, что нарушения на выборах в Кузьмолово были. Но их мало и они незначительные.

Юлия Гильмшина, 47News

001.jpg

002.jpg