От Красного Села до деревни Волковицы – 2,5 км. От Волковиц до деревни Старые Низковицы – 5,5 км. От Старых Низковиц до деревни Туганицы - 10,7 км. От Туганиц до деревни Кезелево – 1,5 км. От Кезелева до деревни Скворицы 2 км. От Сквориц до деревни Петрово – 0,5 км. От Петрова до деревни Ивановка – 1,2 км. От Ивановки до деревни Истинка – 2,4 км. От Истинки/Тихвинки до поселка Тайцы – 1 км. От Тайцев до деревни М.Ивановка – 1,5 км. От М.Ивановки до поселка Виллози – 6 км.

[route]
Начинаем движение от Кипени – едем по Таллинскому шоссе от города до поворота налево на Келози. В деревне Келози поворачиваем направо и едем до скотобазы (она будет слева от дороги). Поворачиваем к скотобазе и оставляем машину где-нибудь возле нее, потому что дорога, идущая в лес, предназначена для тракторов. Совсем недалеко от начала этой дороги у обочины стоит большой валун, на котором выбит крест, заросший мхом. Не удивляйтесь, не бойтесь – это всего-навсего межевой знак и к сакральным, таинственным объектам не имеет никакого отношения. Других достопримечательностей в этом диком еловом лесу не обнаружено.

P4090156.JPG regionavtica.ru
Пейзажная горка в усадьбе Волковицы.

Выбираемся на дорогу и движемся в сторону деревни Волковицы – она начинается практически сразу за Келозями. Слева будет заметен большой участок не то леса, не то парка – это действительно остатки парка усадьбы Волковицы. На самом деле в этих местах было две усадьбы с названием «Волковицы» одна из них находится в современном поселке Глухово, а другая - здесь. В литературе есть устойчивое мнение, что она якобы принадлежала самому Федору Бауэру, строителю Таицкого водовода, но господа краеведы невнимательно читают первоисточники: в данном случае Бауэр не при чем - эта деревня принадлежала графу Орлову и даже называлась она Волковицы Орлова. В 1810 году мызу купил Андрей Петрович Половцов и при нем имение стало называться Надеждино. В 1843 году усадьбу купили Брискорны, а после смерти Александры Ивановны Брискорн (урожденной Палибиной) в 1862 году владельцем стали ее родные - Палибины. Пройдя через парк насквозь – а здесь сохранились аллеи, искусственные пруды и горка, где когда-то стояла беседка, и выйдя за валунную ограду по старой березовой аллее, увидите валунную башню. Какие только глупости не приходилось про нее слышать: что это наблюдательный пост новгородцев, что это руины крепости и т.д. На самом деле это типичная постройка XIX века и использовалась она как ветряная мельница.

От Волковиц есть лесная дорожка в сторону Тойворова, но пользоваться ею безнаказанно могут только байкеры. Впрочем, если по ней проехать всего 2-3 километра, то справа будут заросли молодых дубков пополам с душицей и зверобоем, а слева – густой еловый лес, где по вырубкам растет малина, в удачные годы дающая очень крупные ягоды. Мы же возвращаемся на шоссе и движемся дальше – в сторону Переярова, до деревни Старые Низковицы. Деревня, вопреки названию, стоит на холме. От усадьбы, некогда бывшей здесь, остался только парк – небольшой, но симпатичный, даже с кедровыми соснами. Через дорогу от деревни – обширная карстина, заполняющаяся водой по весне. За Старыми Низковицами движемся к бывшей «военке» (Кировск – Большая Ижора), поворачиваем налево, в сторону Гатчины. Не доезжая Сяськелева, поворачиваем налево, первая деревня на этом пути – Муттолово, потом Туганицы, потом — Кезелево.

tuganitzy6.jpg regionavtica.ru
Карстовая воронка в Туганицах.

А вот между Туганицами и Кезелевым – волшебный лес. Когда-то территория, где сейчас отмечено урочище Большие Туганицы, была более заселенной. Большие Туганицы были большой ингерманландской деревней, от которой до сих пор осталась улица – вернее, два ряда деревьев и камней, ограничивающих ее. Особенность этого мест в том, что на протяжении последних лет двадцати здесь практически каждый день (когда нет снега) бродят толпы озабоченных кладоискателей с миноискателями. Эта улица пересекает шоссе примерно на полпути от нынешних Туганиц к Кезелеву. Слева от шоссе, где теперь обширные пустоши, тоже были деревушки. А если идти или ехать на тракторе по бывшей улице вглубь лесного массива, попадаешь в самое сердце еловой чащи. Где-то там, среди лесных озер и болот, начинается речка Черная, которая потом пробегает через деревню Корпиково и впадает в Ижору ниже Пудости. Говорят, на берегу одного безымянного озера когда-то был монастырь, захиревший еще задолго до советской власти. То, что местность была обитаемой, подтверждают и дамбы на лесных озерах, и заросшие, едва читаемые дороги. Почему теперь там никто не селится – непонятно, но жители окрестных деревень не очень охотно ходят в этот лес: то ли грибов мало, то ли слава у места дурная.

P4151156.jpg regionavtica.ru
Исток Ижоры в Скворицах.

Нагулявшись в Туганицах, мы движемся в сторону Сквориц через Кезелево. Чтобы осмотреть деревню и исток Ижоры, надо проехать по старой дороге вниз и свернуть налево. Те, кто любят разглядывать старые карты, обратят внимание, что до 1920-х годов Ижорой называлась река только после слияния двух рек – Пудости и Парицы, поэтому, если следовать старой русской топонимике, в Скворицах был исток реки Пудости. Исток виден довольно хорошо – это яма, в которой пузырится вода. Увы, над ямой стоит дом, а при нем какая-то автомастерская, и что там попадает в воду – трудно сказать. В последние годы родник переживает трудности: фонтанирует, как полагается доброму ижорскому карстовому ключу, он от случая к случаю, а в остальное время только вяло сочится. Летом несколько запруд ниже родника представляют собой дикое зрелище: это щи сине-зеленого цвета, в которых со дна поднимаются пузыри газов. Даже утки не лезут в эту воду. Но фантастическим, на первый взгляд, образом через несколько километров вода в Ижоре очищается – такая же прозрачная и голубоватая, как всегда. На самом деле фантастики здесь нет никакой. Река питается родниками, донными и береговыми, и такое здесь их множество, что они побеждают всю антропогенную грязь. В начале ХХ века отсюда даже хотели брать воду для водоснабжения Санкт-Петербурга, настолько обильные здесь были ключи.

P5138342.JPG regionavtica.ru
Кирха в Скворицах.

Скворицы – старая финская деревня, за карстиной стоят старые зажиточные дома, но пришлое население, к сожалению, уже люмпенизировалось. От Сквориц по левому берегу Ижоры идет вполне приличная грунтовка, по которой через Юлю-Пурскую можно выехать в Истинку, а с высокого берега напротив Петрова хорошо видна кирха. Но чтобы осмотреть кирху, нужно ехать все-таки по правому. Кирха стоит справа от шоссе. Творение архитектора Байкова с трудом оправилось после войны – поскольку лютеран в данной местности успешно извели, то и заступиться за бедную кирху было некому очень долгое время. Она была наспех законсервирована, но постепенно разрушалась. Теперь как будто все налаживается, уже отреставрировали и башенку со шпилем, совершаются регулярные богослужения. Далее мы через Ивановку попадаем в Покизен-Пурскую. При этом придется совершить довольно нетривиальный поворот: сразу после Ивановки в стройной стене могучих тополей слева от дороги нужно разглядеть просвет и повернуть туда. Это и есть дорога на Тайцы. Сразу за поворотом будет мост через Ижору, там можно полюбоваться прозрачной водой и белыми гажевыми берегами. Люди, впервые попавшие в здешние края, могут удивиться топонимике – рядком стоят деревни Алапурская, Юля-Пурская и Покизен-Пурская. Сельские краеведы послевоенного поколения, потомки переселенцев из других мест, любят рассказывать про трех партизанок-сестер, якобы героически погибших здесь – Аллу, Юлю и Покизену. Мол, названия деревень – в их честь. Но настоящие местные жители, ингерманландцы, только смеются над этими глупостями. Просто русскому уху финские слова непривычны, тем более когда эти слова уже столетиями окатаны русскоязычным соседством и уже приобрели славянизированный вид. Покизен-Пурская стоит за мостом через Ижору, Юля-Пурская – чуть выше по течению, а между ними по берегам реки бьют знаменитые местные ключи, наполняя реку ледяной водой, не давая ей замерзнуть зимой и зарасти водорослями летом.

PC094480.jpg regionavtica.ru
Ижора возле моста в Покизен-Пурской.

Вскоре за Покизен-Пурской будет и Истинка, плавно переходящая в Тихвинку. От Покизен-Пурской до Истинки рукой подать, но между этими деревнями затесалась достопримечательность – известняковый карьер, северо-западная часть которого заполнена водой. Купаться там, конечно, не получится, но посмотреть на фиолетовые известняки – очень интересно, там встречаются и характерные для ордовика окаменелости. Вскоре за Тихвинкой будет окраина поселка Тайцы, где сразу нужно поворачивать налево – и мы покидаем Тайцы, едва въехав в них. Между Тайцами и соседней деревней Малая Ивановка, которая лежит совсем неподалеку, нужно быть очень осторожным: если уже стало темно, то вы рискуете повстречать невидимых во мраке пешеходов, которые порой ходят не по обочине, а по проезжей части, при этом светоотражатели у местных жителей не в моде. Дело в том, что справа от шоссе в еловом лесу прячется военный городок, обитатели которого ходят в Тайцы за предметами цивилизации. На карте городок обозначен как Хвойный (такой своеобразный анклав территории Санкт-Петербурга в Ленинградской области) и туда даже ходит маршрутка из города.

За Малой Ивановкой будет замечательный поворот на Кавелахтинскую гряду. Эта дорога стоит того, чтобы по ней прогуляться, особенно в темноте или под снегом. Вы едете от Малой Ивановки и вдруг видите, что справа как будто в небе движутся огни. Это машины едут по дороге в Виллози, но поскольку сама дорога на гребне, то и выглядит это фантастически. Зимой гряда практически всегда заметена снегом, и хотя шоссе трудолюбиво разметают и по нему ходят даже маршрутки из Красного Села, но оно сужается до одной полосы и разъезжаться приходится по брюхо в снегу. Кроме того, там резкие и неприятные повороты и спуски-подъемы. Еще в 70-е годы этого шоссе не было, а по гряде шла неторопливая грунтовка. Вдоль шоссе много маленьких деревень, заселенных сейчас в основном непритязательными дачниками. Непритязательными – потому что водоемов здесь нет (ближайший – грязное озеро у станции Можайская) и лесов тоже (ближайшие два – еловые дебри в Телезях, где можно переломать ноги, и лес с вояками).

PC250041.JPG regionavtica.ru
"Ижорская степь" возле Муттолова, вдали - антенное поле воинской части.

Посмотрите налево – поле, кустарник, все неприметно и очень даже просто, деревня Рассколово, и снова поле. Но история у этого поля знатная – это военное поле бывших Царкосельских лагерей, известное еще с начала XIX века своими маневрами и смотрами, и тянется оно от деревни Виллози. До сих пор на этом поле можно найти так называемый «царский валик» - место, где находилась царская палатка во время смотра войск и проведения стрельб. Все то время, что вы едете по гряде, перед вами маячат Дудергофские высоты – гора Воронья (слева) и гора Кирхгоф (справа). Рядом с Вороньей есть еще Ореховая гора, но ее становится видно только уже за последними домами Виллозей, которые стоят у подножия этих высот. Далее эта дорога упирается в шоссе Красное Село – Тайцы, нам нужно повернуть налево. Проезжаем мимо памятника посвященного первому полету самолета Можайского (хотя никакого полета на самом деле не было, была всего лишь неудачная попытка закончившаяся аварией). Вскоре и Красное Село.

47News,
по материалам, предоставленным порталом Regionavtica.ru