Между двумя крупными федеральными трассами «Нарва» и Киевским шоссе находится край заброшенных усадеб. Они хорошо известны специалистам, но, несмотря на хорошую транспортную доступность,  практически неизвестны и не посещаются петербуржцами и жителями Ленинградкой области. Туда и отправимся — в Кикерино, Курковицы, к Пятой Горе и истоку Оредежа, дальше ждет призрак деревни Большое Заречье и Выра.

Кикерино. Усадебный дом мызы Лилиенфельд-Тоалей

Путешествие начинается в большой деревне Кикерино, лежащей на дороге из Гатчины в Волосово. В ней расположены две небольших достопримечательности. Во-первых, двухэтажный кирпичный дом эпохи модерна, редкость для сельской местности. Он стоит прямо на дороге у железнодорожной станции, в нем ютится отделение связи и что-то еще. Дом еще стоит, еще обитаем, хотя стены его сиротливо ободраны, и сколько он еще продержится – сказать трудно. Вторая достопримечательность неподалеку: на одной из боковых улочек стоит симпатичное здание весьма эклектичного нрава, где теперь размещается дом для ингерманландских престарелых, поэтому оно ухожено и доступно для съемок.

А здание это - самый настоящий усадебный дом мызы Кикерино, которая в начале XIX века принадлежала генералу Довре, а затем она перешла в семейство Лилиенфельд-Тоалей. В 1905 году владельцем мызы (площадь 1192 десятины) числился Фердинанд Павлович Лилиенфельд-Тоаль. В 1900 году Ф.П. фон Лилиенфельд-Тоаль на принадлежащих ему землях в Кикерино построил Балтийский гончарно-изразцовый завод. В июле 1906 году П.К. Ваулин вместе со своим компаньоном, Осипом Осиповичем Гельдвейном, взял завод в аренду, а впоследствии и выкупил его. И на этом заводе подрабатывал в качестве художника Николай Рерих, а майолика, выпускавшаяся здесь, украшает многие дома Санкт-Петербурга.

В Кикерине мы поворачиваем налево, за железнодорожный переезд. Через 6,5 км от перекрестка будет деревня Курковицы, в которой следует сначала ехать прямо (направо – это в Калитино), потом, уже в самой деревне, повернуть налево, на Пятую Гору, но до этого стоит осмотреть то, что осталось от Курковицкого Пятогорского женского монастыря и усадьбы Губиной.

Курковицы. Пятогорский женский монастырь. Усадьба Губиной

PB260045m.jpg Regionavtica.ru


Владения Курковицкого Пятогорского женского монастыря начинались сразу за развилкой справа – напротив серых панельных домов бывшего совхоза. Уцелела часть стены, похожая на крепостную, да несколько зданий внутри, сильно перестроенных и по этому случаю обезображенных. Монастырь достаточно поздний – основан в 1899 году.

В усадьбу же нужно от развилки ехать прямо, не смущаясь навозных луж на дороге – в хоздворе усадьбы устроили скотобазу. Упершись в нее, следует повернуть налево: там стоит усадебный дом, а за ним – остатки парка. Дом тоже довольно сильно пострадал от перестроек, в советское время в нем была школа, а сейчас живут некие несчастные и недееспособные, призреваемые одной богобоязненной животноводкой. Внутри часть дома выгорела, да и та, что уцелела, не производит впечатление процветающей. Департамент по охране памятников правительства Ленобласти надзирает за зданием, но слишком издалека.

От Курковиц до Холоповиц метров 300, общедоступных достопримечательностей в последних как будто нет, но везде написано, что в рериховские времена здесь было много жальников. Может быть, часть из них от рериховской лопаты и уцелела, но в последнее время подобным объектам досаждают не археологи и даже не черные – простые дачники порой при проведении различных работ уничтожают все погребения, злого умысла при этом не преследуя.

От Холоповиц до Пятой Горы - 3,5 км, при этом последний отрезок пути придется проделать по грейдеру (асфальт уходит направо, к озеру Донцо).

Пятая Гора. Троицкая церковь. Поместье Брискорнов

P2197318.JPG Regionavtica.ru


Главная достопримечательность Пятой Горы находится прямо по курсу: это огромная по деревенским масштабам церковь, стоящая на возвышенности. Вида она необычайного, поэтому многие непосвященные, впервые оказавшись у ее подножия, принимают ее из-за классических пропорций не то за римский театр, не то за дворец.

Троицкая церковь была построена в 1831 году по заказу госпожи Брискорн, местной помещицы, скорбевшей  по скончавшемуся супругу. Автор проекта не известен, но дело не в проекте, а в том, что барыню обманули: вместо крепчайшего здешнего бута в фундамент положили мергель, куда менее стойкий камень, по сути дела – слежавшийся песчаник. Поэтому церковь на песке начала кривиться и ходить ходуном задолго до того, как ее порушила советская власть. Еще до революции она даже перестала быть приходской: по одной версии, народу было не набрать (рядом были Дылицы и Курковицы со своими храмами), священнику зарплату не платили, по другой – она уже пришла в аварийное состояние. Но окончательно разрушили церковь в 60-е годы традиционным способом: зацепили тросом крест, дернули трактором, сорвали часть кровли, а дальше пошло само собой. Нынче храм находится в ужасном состоянии: стены, украшенные заборными надписями, рушатся, кованые решетки вырваны, везде мусор. Православные таскают бут из цоколя колонн и обкладывают им недавно установленный крест возле церкви с табличкой про «святую Русь». Скорее всего, восстановить храм уже невозможно – проще на этом месте построить его копию.

От поместья Брискорнов сохранился только парк, довольно густой и живописный, лежащий на берегу полувысохшего пруда с островком. Если попытаться продраться за пруд дальше, то можно увидеть старые гажевые карьеры, которые на аэроснимках выглядят как рисовые поля: они покрыты продольными полосами, потому что гажу так, полосами, и вынимали. Но лучше туда не ходить, а вернуться на дорогу и там, где кончится грунтовка, повернуть налево, на Село. Перед Селом есть грунтовка налево, по которой можно попасть к этим карьерам, минуя примыкающее к ним садоводство. Но особой красоты там нет.

А вот за Селом (4 км от Пятой Горы) уже лежит озеро Донцо, или Кюрлевский карьер, откуда начинается Оредеж, возле самого истока есть и деревня Донцо, до которой от Села чуть больше 2,5 км.

Озеро Донцо. Исток реки Оредеж

dontso1.jpg Regionavtica.ru


Озеро Донцо имеет неправильную форму – у него есть лесистый полуостров, который делит водоем на две неравных части: северную, малодоступную по причине заболоченности берегов, и южную, посещаемую отдыхающими. Южную часть видно с дороги от Села: к самому озеру не подъехать – мешает канава, заботливо вырытая «зелеными» во времена их активной борьбы за Донцо как памятник природы. Статус они Донцу добыли, что не мешает теперь отдыхающим приезжать на берега озера и оставлять мусор. Не поздоровилось и гряде жальников между озером и дорогой: весной 2004 года они все были вскрыты и вывернуты наружу. Карьер этот появился как результат добычи гажи – отложениям углекислого кальция, из которого можно получать хорошую известь и цемент.

В старые времена эту гажу также использовали для известкования почвы на торфяниках, понижая высокую кислотность. Поэтому, если где прочитаете про «голубые кембрийские глины» в озере Донцо, закройте этот опус и не верьте ему. Найти кембрийскую глину там пока никому не удавалось.

Объехать озеро посуху невозможно – нет дорог, его можно осмотреть только на лодке, а вот подобраться к самому истоку Оредежа реально. Нужно свернуть в деревню Донцо (сразу за озером слева от шоссе), проехать ее всю, невзирая на доморощенные «кирпичи», и упереться в остатки маленького мостика. Здесь и надо встать. Мостик – пара бревен и пара рельс – перекинут через бурный прозрачный поток. Это и есть юный Оредеж. Налево пойдешь – к его самому истоку попадешь, прямо пойдешь – в болотистые луга углубишься (в них есть своя прелесть), а вот направо – это остаток старого канала, которым спрямили начало реки. Верхняя часть его стала старицей, отдельными непроточными прудами, которые, впрочем, вполне чисты, а чуть дальше Оредеж возвращается в канал и течет между высоким левым берегом (дамбой) и низким, заросшим кустарником правым.

Налюбовавшись Оредежем, отбываем обратно и движемся дальше, в сторону Глумиц, до которых чуть больше 5 км (не промахнитесь на повороте – в Глумицы ведет асфальт, грунтовка – в Малое Заречье). В сами Глумицы не въезжаем, а перед ними поворачиваем налево (направо – в Калитино). И через 3,2 км нашему взору предстанет мертвая деревня Большое Заречье.

Большое Заречье: деревня - призрак

P1290044.JPG Regionavtica.ru


Сначала справа покажется небольшое действующее кладбище, посреди которого раньше высилась засохшая береза с аистиным гнездом на вершине, а теперь сруб новенькой часовни. Справа, вдали, будет видна группа огромных лиственниц – это остатки усадьбы Черновых, потомков самого Трезини, у которого когда-то тоже было поместье в здешних краях. А на кладбище между новыми могилами можно обнаружить 14 каменных крестов, невиданное для Ленобласти богатство, самый старший из которых датируется средневековьем, младшие – XIX веком. Сейчас на этом кладбище стали снова хоронить – сделаны дорожки, старые могилы срыты - все готово к приему новых усопших.

Дальше по дороге за кладбищем будут и руины Большого Заречья, от которого остались одни печи. Местные жители так и называют эту деревню – Печи. Обстоятельства гибели селения неясны до сих пор. По одной версии, деревню сожгли немцы за связь с партизанами, по другой – что это сделали партизаны за нежелание староверского Большого Заречья кормить их. Однако в любом случае жителей этой деревни здесь никто не убивал, ужасная смерть почти 60 человек из Большого Заречья произошла в соседней деревне, в Глумицах, где их сожгли каратели. Часть большезареченцев успела спрятаться и они выжили. Правда, после войны этим жителям не дали построиться на старом месте, решив оставить пепелище как свидетельство войны. Из чувства патриотизма на закате советского времени рядом соорудили мемориал, а печи подштукатурили и подкрасили, отчего подлинный трагизм ушел и появилось ощущение плохой декорации. Мимо Заречья протекают два рукава Оредежа – первый под названием Гнилая канава (поскольку вытекает из болота), другой собственно Оредеж. Но что удивительно: Гнилая канава на вид куда чище и прозрачнее родниковой реки. Это, видимо, игра природы.

Выра. Усадьба Набоковых. Музей имени Самсона Вырина

От Большого Заречья за Печи идет дорожка к рыбной ферме, по карте она проезжая насквозь, на самом деле сворачивать на нее не стоит – нечего там делать. До ближайшей деревни Замостье остается немногим свыше 8 км, но кажется, что больше: болотистый, угрюмый лес стоит по обеим сторонам дороги, делая ее бесконечной. Только лесоповал виднеется кое-где, да песчаные карьеры. От Замостья еще 2,5 км до Выры, а там уже и Киевское шоссе. В Выре когда-то была одна из набоковских усадеб, но от нее осталась только часть парка у Оредежа и кое-какие переделанные хозпостройки. В самой же Выре энтузиастом Семочкиным организован музей имени Самсона Вырина - «Дом станционного смотрителя». Это первый в России музей литературного героя, и хотя на подлинность его постройки и интерьеры не претендуют, создан он в самой что ни на есть настоящей почтовой станции.

[route]

От Кикерино до Курковиц 7,5 км, от Курковиц до Пятой Горы -5,5 км. От Пятой Горы до истока Оредежа – 6 км, От истока Оредежа до Большого Заречья – 8,5 км. От Большого Заречья до Выры – 12 км.

47News,
по материалам, предоставленным порталом Regionavtica.ru