Пассажирские перевозки в пяти районах Ленинградской области могут оказаться под большим вопросом. Петербургские компании воспротивились желанию правительства 47 региона ужесточить требования к ним и обвиняют транспортников в лоббировании интересов «своей» компании. Областные чиновники в свою очередь заявляют о том, что им надоела схема, по которой крупные перевозчики Северной столицы отправляют видавшие виды машины в Ленобласть.

ДРУГ НА ДРУГА

В состоянии войны оказались комитеты по транспорту двух соседних регионов — Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Буквально накануне состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе «на право заключения договора на оказание услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2012-2017 годах». Конкурс организовывал комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области.

Как стало известно 47News, после публикации протоколов комитет по транспорту Санкт-Петербурга направил обращение в городскую прокуратуру, в которой выразил несогласие с условиями проведения конкурса. Причина недовольства заключается в том, что правительство Ленобласти якобы не согласовало некоторые маршруты следования с городским ведомством — те, что проходят через Санкт-Петербург.

Отметим, речь идет о пассажирских перевозках в пяти районах 47 региона: Выборгском, Всеволожском, Кировском, Ломоносовском и Тосненском. Объявлено о 17 лотах на 99 маршрутах с общим количеством подвижного состава более 500 автобусов. Большая часть маршрутов, а именно — 66, действительно пролегает по территории сразу двух субъектов федерации: к примеру, это касается маршрута автобуса № 565, который идет от города Кировска до Санкт-Петербурга или автобуса № 277, который идет от деревни Низино Ломоносовского района до Санкт-Петербурга.

В петербургском комитете по транспорту ссылаются на постановление Минтранса РФ, которое регламентирует межсубъектные перевозки. «Между исполнительными органами власти субъектов было подписано соглашение о работе на территории регионов. Несмотря на это, федеральное законодательство требует, чтобы каждый маршрут, пролегающий по территории обоих субъектов, согласовывался дополнительно. В данном случае этого сделано не было, поэтому мы вынуждены обратиться в прокуратуру», - пояснили в ведомстве.

СПИСОК ПРИЛАГАЕТСЯ

Претензии к тендеру есть и у НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров", которое направило их в областную прокуратуру, в Федеральную антимонопольную службу и в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Список причин для недовольства у некоммерческой организации оказался более широким. Как рассказал корреспонденту 47News председатель Ассоциации Василий Киселев, одна из них заключается в том, что во время подготовки технической документации было слишком много поправок, что затрудняло работу желающих поучаствовать в конкурсе. «Да и непонятно, почему Ленобласть позволяет себе выкладывать всю эту информацию на сайте регионального комитета, а не на федеральном портале, как оно положено», - возмущается он.

Помимо этого, Киселев заявил, что, по его информации, еще до начала конкурса комитет по транспорту Петербурга официально просил областное ведомства приостановить процедуру, но «ответа так и не получил». «Ленобласть как будто бы с нигилизмом отнеслась и к постановлению ФАС о приостановке конкурсной процедуры, чем нарушила антимонопольное законодательство», - считает Василий Киселев.

Также в Ассоциации считают, что транспортный комитет 47 региона превысил свои полномочия, когда объявил о выборе перевозчиков для работы на межмуниципальных и пригородных маршрутах в то время как сам реестр маршрутов отсутствует. Кроме того, организация считает, что условия конкурса создают необоснованные конкурентные преимущества отдельным перевозчикам и ущемляют интересы малого бизнеса.

НАДОЕЛО СТАРЬЕ

Последний пункт требует отдельного пояснения: по условиям конкурса к автотранспортным средствам предъявляются довольно жесткие требования — к примеру, машины должны быть не старше пяти лет. Кроме того, приоритет отдается новому подвижному составу, транспорт должен быть оборудован системой ГЛОНАСС, у компании-перевозчика в наличие должны быть транспортные средства, приспособленные для перевозки инвалидов, а также должны отсутствовать на маршрутах «газели».

По данным источников 47News в правительстве Ленинградской области, основная соль конфликта заключается действительно в ужесточении требований. Дело в том, что Ленобласти «надоело терпеть, когда для Санкт-Петербурга закупают новую технику, а в область отправляют рухлядь».

В комитете по транспорту напоминают, что в Санкт-Петербурге в 2010 году проводился конкурс с аналогичными требованиями, который вызвал негативную реакцию среди перевозчиков и даже попытку НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров», которая состоит из крупнейших перевозчиков Санкт-Петербурга, бойкотировать проведение конкурса. Однако жесткие требования органов власти Санкт-Петербурга в отношении «возраста» автобусов заставили перевозчиков вложить значительные финансовые средства в обновление подвижного состава. «Результатом этого конкурса стало обновление подвижного состава Санкт-Петербурга с одной стороны, но и желание перевозчиков «избавиться» от старого подвижного состава или перевести его для работы в Ленинградскую область с другой», - говорит зам. председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти Алексей Никифоров.

Также Алексей Никифоров полагает, что эти требования не могли понравиться перевозчикам, «у которых на первом месте стоит получение максимальной прибыли и размещение «старого» подвижного состава изгнанного из Санкт-Петербурга, а не забота о пассажирах и их безопасности».

«Целью обращений в различные инстанции является затягивание проведения конкурсных процедур с целью ослабить требования по возрасту подвижного состава или вообще сорвать открытый конкурс на транспортное обслуживание населения», - считает чиновник.

ЭТО СЛИШКОМ

К слову, в конкурсе, судя по протоколу, приняло участие довольно большое количество как петербургских, так и областных компаний — перевозчиков. Среди них - ООО «ПИТЕРАВТО», «Леноблпассажиравтотранс», ООО «НеваТранс», ООО «Росс-Авто», ООО «ПТК», ООО «ПаркАвто».

Между тем, в комитете заметили, что некоторые крупные перевозчики отказались участвовать в конкурсе. «Некоторые перевозчики посчитали наши требования слишком завышенными, поэтому отказались от участия в конкурсе», - считает, к примеру, начальник отдела автомобильного транспорта областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти Михаил Плахов.

Впрочем, у самих перевозчиков несколько иное мнение. По словам первого заместителя генерального директора ОАО "Третий парк" Михаила Богданова, компания осознанно решила не принимать участие в конкурсе, поскольку увидела в его условиях массу нарушений. «В этом конкурсе нарушаются права перевозчиков на получение субсидий. Почему-то в Санкт-Петербурге выделяется достаточное количество средств для оплаты выпадающих доходов компаний, а в Ленобласти нет», - говорит Богданов. Кроме того, смущает компанию и «отсутствие элементарных финансовых гарантий для перевозчиков, которые приходят на рынок Ленинградской области».

ЗАТАРИЛИСЬ АВТОБУСАМИ

Не уверенны перевозчики и в том, что им удастся выполнить требования, предъявленные правительством области. «Что касается ограничений на возраст машин, то здесь пахнет лоббированием одного крупного игрока. Наша компания могла бы конкурировать с ним, в том числе и по количеству новой техники, но мы не захотели в этом участвовать», - говорит Михаил Богданов, не пожелавший впрочем сказать открыто, о каком «крупном игроке» ведется речь. Представитель другой компании на условиях анонимности поделился с корреспондентом 47News мнением, что конкурс сделан «четко под «Леноблпассажиравтотранс»», который уже закупил свыше ста автобусов, потратив на это 500 миллионов рублей».

В самой компании все нападки в свой адрес отметают. «Мы не закупили автобусы, а заключили договора на поставку, поставка состоится в том случае, если мы выиграем конкурс. Остальные компании, которые участвуют в конкурсе, сделали тоже самое, то есть никто никаких закупок автотранспорта не делал. Основная наша деятельность — заказные и междугородние перевозки, поэтому ставку мы делаем именно на них», - рассказал корреспонденту 47News генеральный директор ОАО "Леноблпассажиравтотранс" Роман Маслов.

«Скорей всего, шум поднялся из-за того, что «Леноблпассажиравтотранс» подал заявки практически на все лоты. Что касается новой техники, то это логичное требование, мы, к примеру, планируем закупить новые автобусы в том случае, если выиграем», - считает генеральный директор ООО «АвтоТранспортное предприятие Барс 2» Андрей Заботин.

Между тем ни чиновники, ни бизнесмены не смогли ответить на вопрос корреспондента 47News, к чему приведет противостояние двух ведомств. Но, судя по накалу страстей, стоять представители и той, и другой стороны, намерены до последнего. Результат несовпадения взглядов на транспортную политику руководителей 47 и 78 регионов все желающие уже могли наблюдать на примере железнодорожного транспорта. Как известно, пострадали от него прежде всего простые жители, которые, в отличие от чиновников, общественным транспортом пользуются каждый день.

Юлия Гильмшина, 47News