Совершенно жуткую историю рассказала 47News жительница Пскова. Женщине, находившейся на шестом месяце беременности, российские медики отказали в оказании неотложной помощи. В итоге ей пришлось пересечь границу с Эстонией, чтобы спасти жизнь себе и своему младенцу. Почему наша медицина вновь дала сбой, который едва не стал причиной двух смертей, выясняли журналисты.

В конце сентября в редакцию обратилась жительница Пскова Ирина Л. Женщина только что вернулась из эстонского города Тарту, где родила вполне здорового, хотя и слишком рано попросившегося на свет малыша. Рожать своего ребенка на чужбине псковичка вовсе не собиралась, но так уж распорядилась судьба.

2 августа Ирина вместе с подругами возвращалась из Петербурга на машине — женщины часто ездили в мегаполис за покупками. На этот раз они отправились за вещами и игрушками для будущего малыша. Ира  была на шестом месяце и прекрасно себя чувствовала. Наблюдающий ее врач против поездки (около 250 км в одну сторону) не возражал.

К несчастью, на полпути домой Ирина почувствовала неладное. За несколько километров до города Луги у женщины резко заболел живот. Спустя некоторое время у беременной отошли воды. Подруги немедленно доставили ее в ближайшую больницу.  Но там роженицу принять отказались.

«Нам даже не дали зайти в приемный покой, - рассказала Ирина. - На порог вышла женщина-врач и сказала нам, что раз мы из Пскова, то и помощь нам пусть оказывают там». Спорить с жестоким доктором шокированные женщины не стали. Они сели в машину и поехали домой.

С трудом выдержав еще сто километров пути, Ирина оказалась в псковском роддоме. Учреждение, носящее гордое звание «Перинатальный центр №1», приняло женщину. Правда, до прихода врача ей пришлось провести еще несколько мучительных часов в приемном покое.

В конце концов доктор, осмотрев пациентку, заявил, что ребенка спасти не удастся и дал команду сестрам готовить женщину к прерыванию беременности. Ирина с приговором врача категорически не согласилась. «На тот момент срок беременности у меня был 24 недели плюс несколько дней. Я знаю, что роды на таком сроке сопровождаются осложнениями. И дети не всегда выживают, но все-таки однозначный вывод о том, что мой малыш не будет жить, меня просто убил», - говорит женщина. Она изложила свои сомнения врачу, но тот только отмахнулся, посоветовав искать другого эскулапа, который «возьмет на себя такую ответственность» и примет преждевременные роды.

Долго искать, к счастью, не пришлось. Выписавшись под свою ответственность из псковского роддома, Ирина вместе с подругой отправилась прямиком на эстонскую границу. Покинув пределы родины, женщина обратилась к местным медикам за неотложной помощью.

Уже через несколько минут прямо с погранпоста Ирину направили в роддом города Тарту. Эстонские медики поддержали женщину в ее нежелании прерывать беременность на таком большом сроке. Сначала они попытались восстановить нормальное течение вынашивания, компенсировав потерянные околоплодные воды. Однако после дальнейшего наблюдения решили стимулировать роды.

В итоге все сложилось благополучно. Ирина родила вполне здорового малыша. Недоношенного младенца, конечно, госпитализировали в интенсивное отделение, но сейчас уже перевели в обычную палату и готовят к выписке.

«Конечно, моя страховка услуги эстонских врачей не покрыла. Так что эта помощь была платной. Но неужели дело только в деньгах? - недоумевает счастливая мама. - Получается, если в нашей стране медицинская помощь бесплатная, то она вообще никакая? И о каком улучшении демографической ситуации в стране мы тогда можем мечтать?»

Кстати, рожденный в Эстонии ребенок Ирины имеет право на  гражданство этой страны. По достижении 18 лет, он сможет выбрать между российским или эстонским паспортом.

А пока спасенный за границей малыш набирает вес, мы решили заставить задуматься российских врачей. «Фонтанка» обратилась в Лужскую больницу, где Ирине элементарно отказали в помощи, в которой она так нуждалась. Но нас попросили обратиться с официальным запросом, предоставив все данные их несостоявшейся пациентки. «Я бы предпочел разбираться конкретно с фактами: фамилии, имена, отчества, дата, к кому они обращались... Отвечать на претензии, которые я не проверил, я не могу», - пояснил главный врач Лужской центральной районной больницы Александр Семенов. На замечание, что обратившуюся за помощью женщину в приемном покое не регистрировали, Семенов заявил, что такого быть не может.

Тем не менее, по словам главврача Лужской ЦРБ, согласно территориальной программе госгарантий медицинской помощи неотложная помощь оказывается всем гражданам, вне зависимости от их места регистрации. «Я не убежден, что надо верить только одной стороне. Была ли необходима неотложная помощь - это оценивается с точки зрения медицинских показаний. Я не готов сейчас утверждать, были там показания для неотложной помощи или нет, и я не знаю мнение докторов, которые смотрели пациента», - прокомментировал Семенов. Он предложил обратиться с письменным запросом, чтобы прояснить эту ситуацию объективно. «Это поможет и нам нормализовать работу», - добавил главврач.

В Псковском роддоме оказались еще менее словоохотливы. «Фонтанке» в приемной сообщили, что не будут обсуждать ни с кем диагнозы, поставленные их докторами. Более того, отметили, что не несут ответственность за тех пациентов, которые сами отказываются от их квалифицированной помощи.

Примечательно, что псковский перинатальный центр имеет все возможности для выхаживания недоношенных младенцев. По крайней мере, так указано на официальном сайте медучреждения. «Отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных развернуто на 12 коек. Усилиями медперсонала ранняя неонатальная смертность снижена в 4 раза. Имеются успехи в выхаживании детей с экстремально низкой массой тела – их выживаемость увеличилась с 10 процентов до 50 процентов. Сотрудники отделения постоянно осваивают высокотехнологичные методы диагностики и лечения новорожденных", - сказано на официальном портале роддома.

Так в чем же причина? Своей версией с «Фонтанкой» поделилась роженица, которая лежала в псковском роддоме как раз в те дни, когда туда попала Ирина. «Мне ставили срок в сентябре, но роды случились раньше. Нас заранее предупреждали, что с 1 августа часть роддома закрывается на ремонт. Из-за этого всех пациенток «уплотнили». Некоторые женщины вынуждены были лежать в коридорах. Для малышей тоже мест не хватало», - рассказала «Фонтанке» Елена М.

Но неужели из-за простой нехватки мест в родильном отделении и коек в палате в Пскове и из-за простого нежелания работать в Луге готовы убить еще не родившегося человека? На этот вопрос ответа мы так и не получили.

Напомним, что похожий случай произошел в Петербурге в конце августа. Жительница Ленобласти вынужденно родила прямо на обочине у Елизаветинской больницы. Молодые родители утверждают, что персонал медучреждения посоветовал обратиться в роддом, не став оказывать экстренную помощь. В комздраве коллег поддержали: медучреждение не оборудовано для родов. В таких ситуациях чиновники настоятельно советуют пользоваться «отлаженной системой помощи роженицам»: звонить в скорую и ждать приезда медиков на месте. А в больнице говорят, что к ним никто с просьбой о помощи не обращался.  Подробности в материале «Рожать нельзя — роддом напротив».

Маша Могилевская,
Людмила Петрова