Проект скоростного экспресса «Сокол-250», а также опытный состав из 6 вагонов, который сейчас находится на заводе в Тихвине, суд оставил в собственности проектировщика. Министерство финансов и Внешэкономбанк не смогли выиграть дело, в результате которого разработка могла бы быть выставлена на торги или использована в развитии высокоскоростного движения в России к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Как стало известно 47News, министерству финансов не удалось в суде доказать права на интеллектуальную собственность своего должника — ОАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ). Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти постановил, что у компании есть и другое имущество, которое можно продать в счет погашения долга. И средства производства акционерного общества, к которым относится и проект поезда, и сам «Сокол-250», в данном случае оценивать и продавать не требуется.

К основным доводам, позволившим должнику сохранить при себе 6 опытных вагонов — состав поезда «Сокол», который является отечественным аналогом «Сапсанов» и «Аллегро», стал тот факт, что Минфин и ВЭБ в свое время сами отказались принимать от http://fдолжника предложенные средства компенсации. В частности, ОАО «Высокоскоростные магистрали» обладали правами на акции российских банков. В ходе реструктуризации задолженности ценные бумаги были выставлены на продажу. Однако реализовать их по указанной стоимости не удалось, а акции, дисконт на которые для продажи должен составить не менее 25%, кредиторы в счет долга брать отказались.

Чтобы компенсировать задолженность, судебные приставы арестовали и выставили на торги также офисную мебель и технику «Высокоскоростных магистралей». А вот оценивать и продавать проект скоростного движения Петербург-Москва и первый состав поезда «Сокол» приставы не стали, так как это имущество считается основным средством производства и изымается только в случае, если у должника нет иного имущества. Эти действия приставов суд признал логичными и законными.

В министерстве финансов с этим доводом не соглашаются. Сейчас ведомство инициировало апелляционную жалобу. В документе истец указал, что с учетом общей суммы задолженности - а на 2003 год долг «Высокоскоростных магистралей» превышал 205 млн долларов, Минфин и ВЭБ могут претендовать и на плоды интеллектуального труда должника.

Впрочем, в пользу железнодорожников может сыграть решение суда от 2004 года. Тогда петербургский Арбитраж признал «ВСМ» должным Минфину 500 млн рублей. В счет долга с торгов был продан участок земли — знаменитая яма у Московского вокзала. В настоящее время территория принадлежит компании «Бриз», которая возвела на ней торговый комплекс «Галерея».

Что будет делать Минфин с проектом поезда и составом «Сокола» в случае, если ведомству все же удастся отыграть в суде актив, не сообщается. Но и в планах ОАО «РЖД», которому принадлежит на 87% «ВСМ», развитие проекта, судя по всему не значится. До окончательного решения суда стороны комментировать процесс отказываются. Поезд же, как и прежде, находится в Тихвине, на площадке завода-изготовителя «Титран».

В этом году «Российские железные дороги» приняли решение передать «Сокол-250» в учебные заведения для железнодорожников. Но пока списанный поезд своего места стоянки не покинул.

Почему компании выгоднее закупать готовые поезда европейских производителей для организации высокоскоростного движения, а не развивать свою разработку, для специалистов остается секретом. Эксперты КБ МТ «Рубин», выступавшие проектировщиками «Сокола», говорят, что финансирование отечественной программы по разработке собственной скоростной линии Петербург-Москва было прекращено, когда работы удалось выполнить на 90%. По сути, на «Соколе» просто должны были исправить недочеты, выявленные в ходе испытаний состава. Таких ошибок, по словам экспертов, в свое время не избежал ни один ведущий производитель скоростных составов, ни Siemens, ни Bombardier, ни Alstom.

При этом разработка «Сокол-250», как утверждают специалисты, актуальна до сих пор и по некоторым позициям до сего момента не имеет аналогов в мире. Кроме того, разработчики уверены, что существующий проект позволяет строить поезда вдвое дешевле «Сапсанов».

Напомним, сейчас в России скоростные железнодорожные перевозки осуществляются по направлениям Петербург-Москва-Нижний Новгород (поездами «Сапсан» компании Siemens) и Петербург-Хельсинки (поездами «Аллегро» компании Karelian Trans LTD). Но по программе подготовки страны к чемпионату мира по футболу в 2018 году дополнительно должно быть построено еще как минимум 2 тысячи километров скоростных железных дорог. На это потребуется не меньше 5,5 млрд рублей, с учетом закупки новых скоростных составов за рубежом.

Маша Могилевская