Работы по строительству «ЛАЭС-2» временно приостановлены. При выполнении работ по бетонированию здания центрального зала 1-го энергоблока новой станции специалисты ОАО «Концерн Росэнергоатом» зафиксировали нарушение целостности армокаркаса на отметке выше отметки +8.5 метров от уровня земли. Повреждений машин и механизмов не произошло. Сдвижки опалубки, в которую уложен бетон, визуальным осмотром не установлено. Из-за непредвиденных обстоятельств графики строительства новой атомной станции будут продлены на срок до нескольких недель.

Делать выводы о причинах аварии проектировщики «СПб Атомэнергопроект» (СПбАЭП) пока не спешат — сейчас на площадке работает комиссия. Но по предварительным выводам нарушение целостности армокаркаса (обрушение конструкций) произошло из-за нарушений технологии работ субподрядчиками. Возможных виновных в СПбАЭП не называют, считая неэтичным разглашать эту информацию до окончательных выводов комиссии.

Всего к строительству ЛАЭС-2 привлечены три крупных подрядных организации — постоянный партнер СПбАЭП холдинг «Титан-2», «Метрострой» и московская компания «Трест Гидромонтаж». Однако, как выяснилось, «Титан-2» к работам на объекте пока еще не приступал, а «Метрострой» выполняет исключительно работы по бетонированию. «Арматуру монтировал другой субподрядчик. Но мы не имеем права разглашать эту информацию», - отрезали в пресс-службе "Метростроя". И, если пользоваться методом исключения, то единственным кандидатом в виновники аварии остается «Трест Гидромонтаж». К сожалению, пообщаться с этим субподрядчиком не удалось — в московском офисе компании никто не подходил к телефону.

Сейчас концерн «Росэнергоатом» обязал субподрядные организации заменить участок армокаркаса наружной оболочки здания центрального зала энергоблока № 1 ЛАЭС-2. «По предварительной оценке, замена деформированного участка приведет к сдвигу графика выполнения работ на срок до нескольких недель, однако принятое решение является необходимой мерой, исходя из абсолютного приоритета соблюдения всех норм и правил сооружения энергоблока», - комментируют в пресс-службе концерна.

Произошедшее может дать старт новому витку антиатомной агитации. По иронии судьбы, авария произошла в разгар общественных обсуждений будущего проекта Калининградской АЭС, которая строится по образу и подобию ЛАЭС-2. Как уже писала «Фонтанка», для того, чтобы успокоить общественность стран Балтии «Росатом» в июне провел выездной семинар с участием экспертов атомной отрасли, представителей экологических движений и журналистов из стран Балтийского региона. И визит на стройплощадку ЛАЭС-2 должен был убедить европейцев в безопасности российской атомной энергетики.

Стоит напомнить и о том, что в конце июня норвежская газета AftenPosten опубликовала часть проекта доклада, который должен был прозвучать на Госсовете РФ. Выводы, которые звучали в этом документе всерьез обеспокоили Норвегию и заставили предположить, что российские атомные станции далеко не столь надежны, как об этом принято говорить. Впрочем,стоит отметить и то, что наши ближайшие соседи, как несколько раз подчеркнул во время визита на строящуюся ЛАЭС-2 Юкка Лакконен, директор Центра ядерной безопасности Финляндии, возможных катастроф в Сосновом Бору не опасаются.

«Я не могу пока утверждать, что ЛАЭС-2 окажется полностью безопасной, прокомментировал господин Лаксонен свои впечатления от увиденного в Сосновом Бору. – Ее еще не начали эксплуатировать. Но я уверен, что проект соответствует самым высоким стандартам, существующим сегодня в мире. Мы в нашей стране ее не боимся». По его словам, радиофобии в Финляндии не существует. «Мы прошли этот период во времена Чернобыльской аварии, - пояснил эксперт. – И накопили серьезный опыт борьбы с радиоактивными загрязнениями».

Кира Обухова, 47News