Грянувший на Волге гром заставил истово креститься владельцев теплоходов-пароходов и контролирующие их организации. Проверки идут за проверками. Результаты предсказуемо будут позитивными. «Фонтанка», не привыкшая верить на слово, решила самостоятельно изучить, какие суда ходят в акватории Ладоги. Тезисно итоги таковы: питерских теплоходов в наших водах практически нет, почти 90% плавсредств были построены в прошлом веке, а средний возраст их составляет 40 лет.

Полной справочной информации о том, сколько и какие пассажирские суда обслуживают прибрежные воды Петербурга, в открытом доступе нет. Круизные компании на своих сайтах разместили информацию о том, что их теплоходы самые безопасные в мире. Некоторые на всякий случай опубликовали инструкцию, как вести себя при крушении. Северо-Западный Российский речной регистр молчит как рыба, оправдываясь тем, что давать комментарии по этому поводу им запретила Москва. ФГУ «РРР» также не уполномочен общаться с прессой — по велению Министерства транспорта. В свою очередь, Минтранс, кроме общих фраз об идущих проверках, ничего более конкретного ответить не смог.

«Фонтанка» проанализировала опубликованный на сайте «РРР» список пассажирских теплоходов, имеющих право выхода в Ладожское и Онежское озера. В нем указаны название плавсредства, проект и срок действия квалификационного свидетельства. Информация о технических характеристиках взята из открытых источников. В списке регистра среди прочих судов 86 пассажирских теплоходов. Первое, что бросается в глаза, — практически все они не местные. Из восьми с половиной десятков только 9 имеют порт приписки «Санкт-Петербург». Это «Александр Скрябин», 1979 года постройки, и «Святая Русь», 1955 года выпуска, принадлежащие ООО «Русские круизы». К слову, у первого теплохода срок квалификационного свидетельства истекает в декабре 2011 года, но на сайте туроператора о нем не сказано ни слова. Зато активно приглашают прокатиться на Валаам на «Святой Руси», несмотря на то, что свидетельство судна закончилось 19 мая.

Из питерских еще есть только «Беломорье» (ЗАО «Онежский судостроительный завод»), «Алексей Сурков», «Нарком Пахомов», «Петергоф» (cкандинавско - голландский Viking River Cruises), три теплохода Валаамского монастыря и «Сапфир», принадлежащий ООО «Элин-Центр». Все остальное, что курсирует по ладожским и онежским водам, — это нижегородские, ростовские, пермские и московские суда. Всего эти озера обслуживают около 30 компаний, среди них по количеству имеющихся в собственности теплоходов можно выделить четыре. Безусловный лидер - ОАО СК «Волжское пароходство», которое отправляет в круизы 17 плавсредств. Самое старое из них - 57-летний «Рылеев» проекта 588, остальные теплоходы 1970 - 1980-х годов постройки проектов Q-040, 92-016 и 301-302.

К слову, эксперты «Фонтанки» советовали при анализе присмотреться к проекту 588, который хоть и считается одной из самых успешных серий в СССР, но его строительство пришлось на 1954 - 1961 годы. Среди допущенных в Ладогу и Онежское озеро 23 таких теплохода. Конечно, это не означает, что это плавучие гробы. Согласно открытым данным, большая часть из них была модернизирована в начале 2000-х годов, и, следовательно, срок их эксплуатации продлен еще лет на 10 - 15. Наибольшим количеством трехпалубных пассажирских теплоходов проекта 588 владеет ООО «Камская судостроительная компания» (Пермь), занимающая второе место в нашей четверке лидеров. Из 11 судов, допущенных в интересующие нас озера, 8 — проекта 588. Это «Александр Фадеев» (1961), «Козьма Минин» (1960), «Михаил Кутузов» (1957), «Николай Гоголь» (1958), «Ф. Жолио-Кюри» (1961), «Ф. И. Панферов» (1961), «Федор Гладков» (1961) и «Хирург Разумовский» (1961).

Третье место в рейтинге занимает ОАО «Московское речное пароходство», у которого 10 судов. Из них «старый» только один - «И. А. Крылов» (1957), остальные были построены в середине 1970-х - начале 1980-х годов. Компания имеет в своем распоряжении «Глеба Кржижановского» - редкого для изучаемых судов 1990 года выпуска. Однако в открытых источниках о нем говорится, что это «стоечное судно-плавобщежитие нефтеразработок на Каспийском море в Казахстане». Четвертый участник рынка — ростовский «Ортодокс» - хоть и имеет в своем распоряжении всего 8 теплоходов, зато среди них нет ни одного проекта 588. Из 1970-х годов у них только один, три были построены в 1980-е и целых два - в 1990-е: «Генерал Лавриненков» и «Максим Литвинов». Кроме того, ростовчане единственные из всех перевозят пассажиров на новейшем теплоходе «Империя», спущенном на воду в 2008 году.

Остальные судовладельцы имеют одно-три судна. В частности, судоходная компания «Инфофлот», ООО «Невская пароходная компания», ООО «Ростурфлот», ВСК «Вояж», «Русская пароходная компания на паях». Одна из крупнейших круизных компаний, «ВодоходЪ-Санкт-Петербург», своим флотом не обладает, а перевозит клиентов на арендованных у «Волжского пароходства» судах. Среди получивших квалификационное свидетельство пассажирских теплоходов больше 88% были построены в Советском Союзе. Из них 18 единиц - в 50-е годы, 13 штук — в 60-е, 22 — в 70-е и 21 — в 80-е года прошлого столетия. Только четыре теплохода числятся 1990 и 1991 годами, а еще два судна были построены в 2000 и 2008 годах. Самый старый теплоход - «Господин Великий Новгород» (1954), принадлежащий новгородскому Клубу юных моряков. Самый новый, как уже говорилось, - «Империя».

По словам специалистов, год постройки вовсе не определяет техническое состояние и безопасность судна. Примером может служить теплоход «Россия» проекта 1877, впервые сошедший на воду в 1973 году. Судя по тому, что его собственником является ФГУ «Транспортный комбинат «Россия» Управления делами президента РФ», это один из самых надежных теплоходов в стране. Если проследить историю каждого теплохода, становится понятно, что они прожили долгую и очень увлекательную жизнь. Например, «Анатолий Папанов» (пр. 588, 1961), который в 1996 году потерпел аварию на Ладожском озере при подходе к острову Валаам и два года после этого не эксплуатировался. В 2001 году во время стоянки в Петербурге в машинном отделении произошел пожар, и в процессе тушения теплоход затонул. Четыре года он был на отстое в Казани, а затем его, по всей видимости, выкупила ростовская ВСК «Вояж», отремонтировала, и теперь он до апреля 2015 года имеет право бороздить Ладожское и Онежское озера.

Не менее интересна, но более трагична судьба «Александра Суворова» проекта 92-016. В 1983 году, на третьем году своей «жизни», следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва, теплоход на полном ходу зашёл под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию. В результате столкновения у судна были полностью снесены рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Из-за аварии пролётное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см. В это время по мосту следовал грузовой поезд,11 вагонов которого сошли с рельсов. На теплоход вывалились уголь, зерно, бревна... Из-за того, что «Александр Суворов» шел перегруженным, число погибших варьируется от 176 до 600 человек. Причинами трагедии эксперты назвали халатность экипажа, отсутствие сигнальных огней на мосту и будку путевого обходчика, которая походила своими очертаниями на сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

После катастрофы судно было восстановлено. А в 2008 году с ним произошла ещё одна авария. Теплоход следовал по каналу имени Москвы от Северного речного порта Москвы в Тверь. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, в результате этого вышло из строя рулевое управление, и теплоход не смог продолжить движение. Сразу после столкновения шлюз был наполнен водой, в результате чего «Александру Суворову» удалось выйти обратно. Все пассажиры (300 человек) были возвращены в Москву на автобусах, в результате происшествия никто не пострадал. Сегодня теплоход принадлежит ОАО СК «Волжское пароходство» и имеет право на хождение по нашим озерам вплоть до 21 мая 2015 года. Как заявили «Фонтанке» в компании-собственнике, 12 июля 2011 года «Александр Суворов» прошел внеочередную проверку (в связи с крушением «Булгарии») и признан полностью годным к эксплуатации.

Если делать выводы из приведенного анализа, получается, что дела на Северо-Западе с теплоходами не так уж и плохи для страны, в которой фактически нет ни гражданского, ни военного судостроения. Средний возраст составляет примерно 40 лет. Конечно, как уверяют специалисты, главное - не сколько судну лет, а как оно эксплуатировалось и как часто модернизировалось. Но проверить техническое состояние пассажирских судов (пощупать руками каждое) у «Фонтанки» нет ни возможности, ни полномочий. Поэтому приходится верить владельцам и туристическим компаниям на слово — их теплоходы надежны и крепки. Но на всякий случай каждому, кто отправляется в круиз, следовало бы внимательно изучить инструкцию, как вести себя во время крушения.

Юлия Никитина,

«Фонтанка.ру»