На даче можно заниматься разными вещами: полоть грядки и поливать помидоры, лежать в шезлонге или купаться в речке. Но, как выясняется, есть еще и другой вид занятий, скучный и иногда экстремальный, – борьба с энергетиками за право подключения к сети или увеличения существующей мощности. Именно этим уже третий год занимается петербуржец, имеющий дачу на севере Ленинградской области, причем к этой борьбе он подключил суд, прокуратуру и ФАС. И, похоже, победил.

В марте 2009 года петербуржец, имеющий дачу в Выборгском районе области, написал заявление в ОАО «Ленинградская областная электросетевая компания» (ОАО «ЛОЭСК») с просьбой увеличить существующую мощность электросети его дома с 7 кВт до 15 кВт: как он объяснил, сейчас при 7 кВт он не может включить все электроприборы сразу, особенно зимой, когда нужно одновременно отапливать помещения, готовить еду и греть воду в бойлере.

Формально за сети в этом районе отвечает «Ленэнерго», однако, по действующим законам, за технологическое присоединение отвечает та компания, которой данный регион подведомственен юридически, то есть в данном случае – «ЛОЭСК». И в июле 2009 года  в «ЛОЭСК» ответили, что увеличить мощность нельзя из-за отсутствия соответствующей технической возможности. Однако в апреле того же года правительство РФ приняло поправки к Правилам технологического присоединения к электросетям: с этого момента энергетики обязаны либо подключать потребителей, либо увеличивать мощности в любом случае – вне зависимости от того, есть ли технологическая возможность для этого или нет.

И петербуржец вновь взялся за ручку и в августе 2009 года опять направил в «ЛОЭСК» заявление с просьбой повысить мощность сети до 15 кВт, сославшись на принятые поправки. В том же месяце областные энергетики ответили, что запросили у ОАО  «Ленэнерго», которое, как мы говорили выше, обслуживает линии в этом районе, проект договора и технические условия присоединения.

Однако этот запрос, видимо, затерялся где-то в проводах: наступила зима, а сетевые компании так и не ответили собственнику, будут его подключать или нет. В связи с этим петербуржец написал заявление в прокуратуру Ленинградской области с просьбой разобраться в ситуации, и в конце февраля 2010 года надзорное ведомство потребовало от энергетиков выполнить подключение и позволить собственнику дачи включать одновременно электроплиту и бойлер.

Прошло два месяца, и в конце апреля 2010 года «ЛОЭСК» наконец-то направила петербуржцу проект договора о проведении работ по увеличению мощности сети, как того требует законодательство (то есть почти спустя год после того, как он написал соответствующую заявку). Документ был подписан в мае 2010 года, и дальше, казалось бы, все должно было пройти как по маслу: по закону, за увеличение мощности собственник должен заплатить 550 рублей и через полгода наслаждаться возможностью включать несколько электроприборов сразу. Полгода выбраны не случайно: именно такой срок отводится на выполнение всех работ, если расстояние от сетей до дома составляет не более 500 метров в сельской местности, а, если судить по техническому проекту, энергетикам нужно было всего лишь перебросить кабель через Приморское шоссе – дача расположена рядом с дорогой, то есть речь идет о расстоянии примерно в 35 метров.

Однако все опять пошло не по маслу: за полгода специалисты «ЛОЭСК» так и не произвели никаких работ. Более того: как выяснилось, заключая договор, в компании уже знали, что не смогут выполнить его условия. Как написала начальник центра присоединения к электрическим сетям «ЛОЭСК» Алия Фистюлева в ответ на претензию петербуржца, подобные работы производятся за счет бюджета Ленинградской области в рамках инвестиционной программы. А программа на каждый год формируется на основе договоров, заключенных в предыдущем году, то есть, например, в 2010 году за счет бюджета подключали тех, кто подписал договоры в 2009 году. Это значит, что выполнить условия соглашения, подписанного с петербуржцем в мае 2010 года, к ноябрю 2010 в  «ЛОЭСК» не могли никак.

Любопытно также, что, согласно этому договору, для увеличения мощности сетей одного лишь дома «ЛОЭСК» нужно было заменить деревянные и дефектные опоры на железобетонные на отрезке... в 6 км, хотя, как мы уже говорили, до дома от проводов было не больше 35 метров. Естественно, что производиться эти работы должны были также за счет бюджета области, причем речь идет об 11 млн рублей – именно такую сумму указали представили «ЛОЭСК» в переписке с петербургским дачником.

В итоге, честно признаваясь в том, что «ЛОЭСК» не может выполнить подключение в срок, компания направила дачнику допсоглашение, предложив продлить срок до мая 2011 года. Однако петербуржец отказался его подписывать и подал на компанию в суд, написав также жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Решения не заставили себя ждать: в июне 2011 года Смольнинский районный суд (по месту прописки заявителя) вынес решение, в котором обязал энергетиков незамедлительно выполнить все условия договора, и, в том числе, – заменить опоры на отрезке в 6 км.

А в середине июня УФАС по Ленинградской области выявил нарушения в действиях «ЛОЭСК» и обязало подключить к сетям мощностью до 15 кВт дома, принадлежащие физическим лицам. Как объяснил нам начальник отдела контроля естественных монополий – заместитель руководителя УФАС по Ленинградской области Глеб Коннов, УФАС обязало выполнить эти работы по тем объектам, собственники которых подали жалобу в управление; кроме того, по его словам, на это решение могут ссылаться и другие потребители, ведущие борьбу с энергетиками, хотя каждый случай все равно должен рассматриваться отдельно.

Правда, заместитель начальника центра присоединения к электрическим сетям ОАО «ЛОЭСК» Дмитрий Кузьменков сообщил, что по состоянию на 12 июля решение УФАС не оформлено и не доведено до сведения компании, поэтому его комментирование будет некорректным. Однако, как сообщил петербуржец, боровшийся с «ЛОЭСК» последние три года, на днях возле его дачи начались какие-то работы, так что, возможно, что решения УФАС и Смольнинского районного суда все-таки повлияли на компанию.

Точное число людей, которые также уже давно ждут обещанного подключения, в «ЛОЭСК» не назвали, хотя известно, что их достаточно много. Там только отметили, что сейчас компания выполняет договоры, заключенные в 2010 году, а также частично – те, которые были подписаны в 2011. В компании также признают, что сроки выполнения работ действительно переносятся, причем зачастую это связано не только с финансовыми проблемами, но и с длительностью процедуры оформления разрешительной документации под строительство электросетевых объектов – в некоторых случаях процедура может составлять более двух лет. Что касается заемных средств, то «ЛОЭСК» привлекает их, однако это, как видно, не помогает.

Андрей Захаров