Бензиновый кризис, оставивший некоторые бензоколонки Петербурга без топлива, пришел в Выборг. Как сообщили 47News читатели, в четверг 95-й бензин закончился на заправках крупнейшего городского продавца - ЗАО «ВТК». На АЗС других операторов выстроились очереди.

Существование проблем с 95-м бензином на заправках «ВТК» нам подтвердили в офисе оператора. 47News в компании пообещали, что к 30-му мая топливо появится на всех АЗС сети. А пока предложили клиентам временно перейти на 92-й. По данным читателей, в Выборге 95-й бензин нельзя найти также на заправках «Несте», «Шелл» и других операторов. Впрочем, пока проблема настигла не все заправки — в одной из заправок «Несте», к примеру, корреспонденту 47News заявили, что 95-й бензин купить у них можно, по несколько завышенной цене 28 рублей 45 копеек, а на одной из других АЗС признались, что эта марка топлива уже вторые сутки продается строго по талонам.

Продавцы не отрицают, что настроение у них весьма тревожное. Источники в топливных компаниях сообщили, что имеют запас различных видов бензина на несколько дней. Но они опасаются, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, их резервы будут быстро исчерпаны.

Возобновлять ресурсы без потерь для бизнеса сейчас, похоже, могут только операторы АЗС, имеющие так называемые прямые контракты с производителями бензина. Те же, кто вынужден покупать топливо на оптовом рынке, временно прекратили заключать сделки. Это перестало быть выгодно, так как вертикально-интегрированные компании подняли там цены до предела (95-й стал стоить порядка 30 тысяч рублей за тонну, то есть по 30 рублей за литр). А на своих АЗС нефтяные гиганты продолжили, вопреки рыночным законам, торговать по старым ценам. В итоге, розничные операторы оказались в невыгодном положении: им придется либо поднимать цены для клиентов, либо прекращать закупку топлива. На данный момент ясно, что избран второй вариант действий.

В начале недели эта ситуация уже начала проявлять себя на заправках Петербурга. Первыми без 95-го бензина остались некоторые АЗС «Шелл» и «Несте» на юге и севере города. Некоторые операторы стали заправлять только клиентов, имеющих топливные карты.

Обеспокоенность проблемой, вышедшей на региональный уровень, на прошлой неделе выразил глава Нефтяного клуба Олег Ашихмин. Он направил жалобу в петербургское отделение антимонопольной службы. В письме представитель топливного сообщества отметил, что крупные компании «Газпром нефть», «Роснефть» и «Киришиавтосервис» держат цены на своих АЗС на уровне ниже оптовых.

«Сложившаяся ситуация приводит к нерыночному перераспределению объемов реализации продукции в пользу крупных компаний», - отмечает Ашихмин. Антимонопольщики с ним абсолютно согласны. «Невозможно отрицать эту проблему», - заявил 47News глава петербургского УФАС Олег Коломийченко и отметил, что передал жалобу Ашихмина прямиком в федеральный аппарат ФАС. Оттуда пока сведений не поступало.

Напомним, с начала года в России прошло уже два крупных региональных бензиновых кризиса. В апреле патовая ситуация с топливом сложилась в Алтайском крае. 95-й бензин из продажи пропал почти полностью, а цена на 92-й поднялась на некоторых АЗС до 27 рублей за литр. На заправках вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) - таких как «Роснефть» и «Газпром нефть» - топливо имелось в наличии, но объемы отпускаемой продукции были сокращены — до 20 литров на один автомобиль. В итоге на заправках скопились огромные очереди. Кризис закончился только после вмешательства федеральных властей, приказавших нефтяным гигантам «открыть доступ» к бензину, но по сути ситуация на рынке не изменилась.

И это доказал второй бензиновый кризис — уже в республике Тува. В мае там тоже вдруг закончился бензин в свободной продаже. Запасы АЗС распродавали по 30-33 рубля за литр. Подобная проблема также затронула Приморский край. О том, что ситуация повторится в Петербурге, игроки топливного рынка говорили еще в конце апреля-начале мая.

При этом, что примечательно, бензиновый кризис для города пока остается незаметным. Ни в местных средствах массовой информации, ни в администрации корреспонденту 47News не подтвердили, что такие проблемы вообще имеют место быть.

Маша Могилевская, 47News