Вспомнить о возможности попасть в Финляндию на поезде, пароме, самолете в конце концов, просят жителей города и области таможенники и пограничники российско-финского участка границы. А для тех, кому принципиально наличие собственного автотранспорта в поездке на ближайшие выходные, дают совет - лучше ночью.

Традиционно майские праздники становятся бичом для пограничных служб. Аврал и у таможенников, и у Пограничного управления. Количество пересекающих границу возрастает не менее чем в два раза. На ближайшие выходные только через Брусничное в сутки ожидают до 12 тысяч человек, а на Торфяновке - все 15, что гарантирует многокилометровые очереди. Об этом на встрече с журналистами сообщил начальник пункта пропуска "Брусничное" Петр Иванов. При этом, как отметил начальник отдела охраны государственной границы ПУ ФСБ России по Петербургу и области Александр Мамотенко, в настоящее время сотрудники и так работают с многократным превышением расчетных показателей - изначально заложенная при строительстве, например, Торфяновки паспортная возможность (для спокойного режима пересечения границы) составляла 525 человек в сутки. Реально же ежедневно их на порядок больше.

Увеличивать штаты даже на время повышенного потока туристов ни пограничники, ни таможенники позволить себе не могут. Поэтому готовы искать другие способы. В частности, по словам Мамотенко, на выходные дни на проверку паспортов встанут самые опытные сотрудники. Повысить скорость прохода тургрупп и тех, кто передвигается личным транспортом, планируется за счет перераспределения потока.

Так, по словам заместителя начальника СЗТУ Росграницы Владимира Панова, часть автобусов, как и в предыдущие праздничные пики, будут переориентированы на полосы для грузового транспорта, которые в это время традиционно менее загружены. За безопасностью движения на всех пунктах пропуска будут дополнительно следить по два наряда ДПС.

Собирающимся в Финляндию на выходные на машине стоит предварительно обратиться к интернет-ресурсам. И на сайте Росграницы в разделе "Деятельность" - "Граница on-line", и на портале правительства Ленинградской области будут работать трансляции с камер наблюдения, установленных в пунктах пересечения границы в режиме фотофиксации. Впрочем, стоит учитывать, что данные на сайты поступают с часовой задержкой. (Такие камеры, к слову, будут передавать ситуацию не только на границе России и Финляндии, но и из Ивангорода).

Однако ориентироваться при выборе времени поездки стоит не только на данные камер, форумы и сообщения по радио. Максимальный поток идет утром где-то с 9 часов, постепенно сокращаясь к обеду, и затем растет к 18 часам. Наиболее спокойное время - поздний вечер и ночь. В этом случае Панов рекомендует согласиться на дополнительные траты на проживание в отеле в той же Финляндии на день больше, нежели испортить себе праздники многочасовым стоянием в пробке на границе.

Вообще же, представители всех служб, имеющих отношение к границе, особо делают акцент на том, что туристам пора привыкать ездить в Европу не только машинами и автобусами, ссылаясь и на устаревшую инфраструктуру МАППов, и на появление альтернативных способов: скоростного железнодорожного сообщения с Финляндией (с майских праздников количество составов увеличится сразу на четыре пары) и паромного.

Что же касается реконструкции пунктов пропуска, то этот набивший оскомину вопрос может быть решен только в ближайшие пять-шесть лет. С 2012 по 2017 год планируется реализация концепции по модернизации пунктов пропуска. Она затронет фактически все проблемные участки - и на границе с Финляндией, и на границе с Эстонией и Латвией. Также ожидается, что будут проектироваться и новые пункты - в частности, морской в порту Усть-Луга. Предполагается, что финансирование будет закладываться сразу на весь объем работ. Только вот даже приблизительные затраты пока Панов отказался назвать. Для начала реализации грандиозных планов необходимо решение правительства страны.

В Концепции отсутствует пункт по строительству новых переходов. На вопрос, когда ждать нового МАППа на границе с Эстонией в качестве альтернативы перегруженному пункту в Ивангороде - Нарве, конкретного ответа также не последовало, однако, по словам Панова, эту проблему можно решать не только дотациями из федерального бюджета России, но и в плоскости Европейского инструмента соседства и партнерства (ENPI). Россия уже послала свои предложения по нововведениям эстонской и латвийской сторонам. Помимо этого, в рамках ENPI будет выделено финансирование для обустройства приграничной инфраструктуры не только Нарвы и Ивангорода, но и участка Иматра — Светогорск.

Ксения Потеева, 47News