Власти Ленинградской области признали: с культурой в 47 регионе надо срочно что-то делать. Народные промыслы почти загнулись, несколько тысяч исторических памятников превратились в руины, но заняться ими желающих нет — чиновники перебрасывают ответственность за монументы друг на друга, а для развития бизнеса в музейной сфере не созданы условия. Выход видится в одном — музейным работникам необходимо выйти из сумерек в яркий мир рекламы.

В РУИНАХ

Народное творчество и народные промыслы в Ленинградской области на сегодняшний день загублены. Такой вывод на совещании руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области озвучил вице-губернатор Григорий Двас. С историческими памятниками речь еще хуже — большинство из них находятся, по выражению вице-губернатора – председателя областного комитета по управлению государственным имуществом Александра Дрозденко, в «руинизированном состоянии».

Основная проблема, как выяснилось, носит чисто бюрократический характер. Так, из 4032 объектов культурного наследия, располагающихся в Ленинградской области, в реестре как объекты недвижимости числятся всего 136, то есть, у остальных хозяина нет и заниматься ими, по сути, некому. Как рассказал Александр Дрозденко, основная загвоздка заключается в том, что абсолютное большинство объектов вообще не может быть учтено как объекты недвижимости даже теоретически. «Речь идет о стелах, стоянках неандертальцев, курганах, противотанковых ежах, различных памятниках воинам-освободителям и братских захоронениях. Но мы не можем учитывать их как объекты недвижимости», - пояснил Дрозденко.

«Для того, чтобы оформить памятник, у него должен быть собственник или пользователь. Трудно найти человека который найдет в пользование курган, что с ними делать-то?», - тут же добавил председатель комитета по культуре Владимир Богуш. Вот и получается, что на памятники нет даже право устанавливающих документов.

Впрочем, даже если бы ситуацию с документацией можно было бы разрешить, в одночасье собственники у памятников в лице государства бы не появились явно. По словам Дрозденко, возникает и вопрос, кто будет охранять культурные объекты. «Мы можем внести в реестр, но мы не хотим чтоб КУГИ отвечало за 750 памятников Великой Отечественной войны. Музейное агентство не хочет за них тоже отвечать», - признался он.

С официальными музеями дела также обстоят не лучшим образом — многие требуют ремонта. Как и во многом другом, надежды региональных властей в решении данной проблемы в основном обращены в сторону российского бизнеса. Но для того, чтобы частный капитал пришел на помощь культуре, необходимо создать мало-мальски достойные для него условия. Но с этим напряженка – к примеру, если предприниматель захочет помочь какому-либо музею, то он не сможет даже ознакомиться с полным реестром всех памятников, не говоря уже о том, что их и в помине нет в электронном виде. «Маловато на сегодня информации, нет электронного каталога экспонатов наших музеев», - отметил Григорий Двас. Уповать на то, что в развитии культуры региона поможет туризм, не приходится, поскольку отсутствуют маршруты по проведению народных праздников, выступлений местных коллективов, умельцев.

КРУТИТЕСЬ САМИ

В итоге, объектам культурного наследия было предложено выкручиваться самостоятельно. «Тот, кто сидит на бюджетной системе оплаты, его не интересует ничего, ни туристические программы, ни рекламная деятельность. Прийти, отдежурить и уйти - это одно дело, а заниматься привлечением туристов-это другая тема», - заметил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. «Говорить о самоокупаемости музеев сейчас нельзя, мы ведь все-таки не ночные дискотеки проводим», - попытался тут же уйти от ответственности Богуш.

Впрочем, у Сердюкова есть свои, очень даже креативные мысли на этот счет. «Вот есть у нас Императорский дворец, который практически не используется. Почему нельзя создать на его базе охотничий клуб? Сколько у нас бизнесменов-охотников? С каждого по миллиону рублей и готово», - подкинул Валерий Павлович идею сразу двум комитетам — по культуре и «охотничьему».

К другому музею губернатор также призвал относиться с позиций маркетинга. «Вот, к примеру, какое мероприятие, не связанное с днями Александра Пушкина, проводили в доме-музее станционного смотрителя в последнее время? Просто когда там проезжаешь мимо, видно, что это мертвая зона. А что там за забором музея делается — не видно, подпрыгивать надо, чтоб увидеть. А я не вырос, чтоб подпрыгивать. Надо, чтоб музейные работники не только в здании сидели, но и занимались рекламной деятельностью», - переосмыслил деятельность музея, посвященного повести А. С. Пушкина, губернатор Валерий Сердюков.

«Каждый объект должен быть не только зарегистрирован, но и работать, чтоб каждый знал, чем объект ценен и какова его роль в истории. Это возможно только в условиях проведения массовых мероприятий в местах нахождения этих объектов. Надо выйти музейным объектам из помещений пропагандировать эти объекты», - сделал вывод глава региона.

О том, что основная функция музеев — просветительская, а не экономическая, губернатору никто не напомнил. Поэтому, по всей видимости, в скором времени на всех областных музеях появятся яркие зазывающие вывески.

Юлия Гильмшина, 47News