Пройдет еще немного времени, и все политические партии начнут готовиться к выборам в Законодательное собрание и Государственную Думу. Как бы не рассуждали скептики о том, что политическая жизнь страны находится в стагнации, политконсультантам и кандидатам волей-неволей придется осваивать новые технологии. Речь идет о социальных сетях, которые изменили не только повседневную жизнь людей, но и разнообразили политическую. Впрочем, эксперты уверяют, что эта технология «хороша там, где нас нет», то есть для Ленинградской области совершенно не применима. Почему — выясняли корреспонденты 47News.

УСТАНОВКА ДАНА

На днях член центральной избирательной комиссии России Майя Гришина предложила законодательно запретить ведение агитации в социальных сетях. Недовольство вызывает чересчур бойкая избирательная кампания, ведущаяся в микроблогах и живых журналах, а также невозможность остановить эту агитацию даже в «дни тишины». Шаг в общем-то разумный, особенно если учесть растущую день за днем популярность социальных сетей в современном обществе, а также возможность их использования в политических целях.

Мир понял значимость этого инструмента сразу после появления Facebook в 2008 году. Чего только стоит предвыборную кампания Барака Обамы, который собрал с помощью интернета невозможную еще 10 лет назад сумму в размере 605 миллионов долларов на предвыборную борьбу. Революции, недавно прокатившиеся по странам Северной Африки, тоже были начаты не без помощи Facebook. Жители Европы все чаще и чаще используют этот ресурс для того, чтобы добиться исполнения тех или иных требований. К примеру, после того как немцы узнали о том, что один из сортов топлива портит их машины, в немецком секторе социальной сети Facebook была немедленно создана группа протеста «День без заправки». Уже к вечеру данная группа насчитывала более 120 тысяч членов.

В России важность развития социальных сетей была объявлена с самых высоких трибун. «Кто умеет — тот современный менеджер, а кто не умеет — тот, извините, не вполне готов», — дал установку президент Дмитрий Медведев главам всех субъектов федерации стереть границу между собой и населением хотя бы в интернет-пространстве.

«ВКОНТАКТЕ» ПРИШЕЛ НА ПОМОЩЬ

Впрочем, особой популярностью у чиновников регионального масштаба соцсети не пользуются. Зато они стали практически незаменимым помощниками для кандидатов и политтхенологов в предвыборную пору. Понятно, что создание страницы «ВКонтакте» служит уже не дополнительным, а чуть ли не основным инструментом для создания образа политика. Если подойти грамотно к раскрутке страницы кандидата, то можно обрести не малое количество его сторонников или хотя бы представить предвыборную программу.

Вариантов агитации масса: рассылать «вирусное видео» или фотографии пропагандистского толка, общаться с потенциальным электоратом, рассказывая о своих идеях. «Сила социальных сетей в их простоте, иначе бы они просто не прижились. Самый эффективный способ использования этой технологии в предвыборных целях — содержательный диалог, когда люди начинают не просто забрасывать пользователей спамом, а говорить о проблемах и способах их решения», - рассказал в беседе с корреспондентом 47News директор Центра национальной стратегии Станислав Белковский.

Анкетные же данные, заполнение которых требуется от участников соцсетей, особенно ценны при проведении муниципальных выборов. К примеру, можно сделать выборку по людям, которые учились с кандидатом в одной школе, пробить по базе адресов и разослать им уже бумажные призывы о поддержке или просто «зафрендить» жителей определенного квартала. К примеру, так была построена компания на муниципальных выборах нескольких молодых кандидатов от партии «Яблоко» в Санкт-Петербурге, причем она принесла им победу.

Кстати, приметой нового времени стало появление черных технологий в соцсетях. По словам специалистов, если сами кандидаты в депутаты в основном имеют довольно официозные аккаунты, то их родственники могут без злого умысла стать помощниками «конкурирующей стороны». Стоит всего лишь забыть закрыть от посторонних, например, отпускные альбомы, где чиновники порой предстают в весьма «интересных» позах. «Во время предвыборной компании мэров одного из городов мы выпустили газету, которая полностью состояла из фотографий, взятых из «ВКонтакте». На них изображался противник нашего кандидата, а также его родственники, подчиненные во время отдыха, в купальниках, с алкоголем, с дорогими машинами, сигарами и так далее. Иллюстрации сопровождались информацией о том, какими фирмами и активами владеют эти люди. Эффект был убийственным — наш противник проиграл», - говорит политконсультант Александр Минаков.

ВНЕ ПОЛИТИКИ

В общем, если постараться, то «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники» станут незаменимым орудием борьбы. Но если взглянуть на интернет-жизнь Ленинградской области, то можно понять - она практически не развита. Дело в том, что в 47 регионе сейчас нет сколь либо значимых площадок на базе соцсетей, на которых бы люди обсуждали волнующие их проблемы.

Точнее, так: групп и сообществ, посвященных тому или иному городу или району можно найти множество. Но значимыми их назвать можно лишь с большой натяжкой. «О Путине и Навальном читают все, потому что о них много интересной информации, а интересно про Светогорск или Тихвин не пишет никто из блоггеров. Вот и остается для обсуждения проблем только скамейка», - говорит Александр Минаков.

Группы и сообщества в социальных сетях, которые как-либо касаются жизни Ленинградской области, не отличаются оппозиционным настроем да и обсуждения политических событий в них мелькают весьма редко. Исключениями становятся группы, посвященные тому или иному экстраординарному событию, к примеру, митингу. Например, группа «Пикалево - это клёво», созданная еще до того, как в 2009 году в городе останавливались предприятия, помогала горожанам отслеживать события того периода. Помимо бурного обсуждения проблем моногорода и приглашений на митинги, там весьма оперативно появлялись новости, связанные именно с жизнью города.

На общем фоне также выделяются группы, посвященные защите окружающей среды или животных - к примеру, можно найти множество групп, в которых обсуждается судьба зубробизонов в Токсово или защита берегов озер от частных построек. Также много участников можно обнаружить в группе, посвященной эксперименту по внедрению в школьные столовые продукции компании «Конкорд». Но, пожалуй, наиболее разрекламированы группы против строительства мусороперерабатывающих заводов и полигонов ТБО на территории Ленинградской области. Но вся прелесть соцсетей как раз в том, что если пользователь не может найти себе подходящего сообщества, то он сам может сплотить вокруг себя людей.

Что касается пользователей соцсетями в лице участников политических процессов в Ленобласти, то здесь такого разнообразия не найти. К примеру, «В Контакте» пользуются лишь единицы из депутатов ЗакСобрания Ленобласти - Вадим Рябов и Владимир Цой («Единая Россия»), Вадим Потомский (КПРФ) и Константин Остриков («Справедливая Россия»). Последний проявляет себя весьма активно - в его списке друзей много молодежи, он вступает в различные группы... в общем, ведет себя как истинный пользователь соцсети. Председатель комитета по молодежной политике Анна Данилюк, видимо, в силу своей профессии тоже старается быть ближе к молодежи. А вот у остальных трех парламентариев странички либо закрыты, либо, судя по записям, уже пару лет как заброшены. В сети Facebook зарегистрирован глава города Пикалево Сергей Вебер. Впрочем, бурной общественной деятельностью он тоже не отличается. Заметим, что никаких политических заявлений и призывов на их страничках нет.

Лидеры региональных отделений партий в соцсетях «не святятся». Между тем, у вице-спикера ЗакСа, секретаря областного политсовета партии «Единая Россия» Германа Мозгового, есть страничка в twitter. Но там всего лишь одна запись от 10 ноября: «Обсуждаем бюджет Ленинградской области на 2011 год».

Примечательно, что в традиционно продвинутом Петербурге социальные сети тоже не развиты особо. Исключения составляют оппозиционные партии и движения, которым зачастую ничего не остается, кроме как искать поддержу на просторах Интернета.

МОЛОДЕЖЬ НЕ ПРОЙМЕШЬ

Теоретически социальные сети могут активизировать традиционно пассивную молодежь на участие в выборах, ведь она и является основным пользователем этих ресурсов. Но эксперты на это уже не надеются. «Пик активного использования соцсетей был в 2008 году, сейчас многие не открывают приглашения на встречи, не заходят в группы, а используют контакт сугубо для общения с ограниченным кругом людей. Если молодой человек не интересуется политикой, то через социальные сети он к ней не придет», - говорит Александр Минаков.

Эксперты отмечают, что без идейного наполнения никакой контакт и twitter не смогут вывести молодых людей из состояния апатии. «Написание в блоге для многих молодых людей уже является политическим действием, поэтому удельный вес молодежи, использующей свое активное избирательное право будет крайне низок на предстоящих выборах. Единственное, что может изменить ситуацию — появление таких острых тем как национальный вопрос», - считает заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ, доктор социологических наук Дмитрий Гавра. «Сами по себе социальные сети являются важным инструментом мобилизации, но к России они не имеют никакого отношения. У молодежи отношение к выборам критическое. Опорой нынешней власти же является молчащий конформистский электорат, который на интернет-среду как правило не обращает внимания», - говорит Станислав Белковский.

Пиарщики тоже не надеются на помощь социальных сетей - по их мнению общество, в том числе и молодежь, еще не готово пойти на выборы «по зову», к примеру, Facebook. Для этого есть несколько причин. «Влияние социальных сетей сильно преувеличено. Тем более в сельской местности, к коей по большей части относится Ленобласть - где аудитория социальных сетей еще не развита. Использование соцсетей может оказать влияние в мегаполисе, с их помощью, можно, к примеру, организовать акции на улице», - рассказывает управляющий партнер консультационного бюро SmirnoVV-PR Андрей Смирнов. Впрочем, и в крупных городах, по его мнению, «ВКонтакте» и Facebook вряд ли смогут подтолкнуть молодежь придти на избирательный участок. «Существует некий консерватизм пользователей - максимум, что может сделать человек, сидящий за компьютером - это дойти до холодильника и съесть кусок колбасы. Больше он никуда не пойдет, пока колбаса будет в холодильнике», - полагает Смирнов.

Что касается использования соцсетей в предвыборных целях, то Смирнов считает, что повлиять на людей может только незаконный метод - подкуп избирателей. «Современные электронные системы оплаты позволяют это осуществить. Но сейчас пока это не актуально. Такая технология может быть использована только на следующих выборах - когда у каждого будет широкополосный интернет и электронные платежные системы», - считает Андрей Смирнов. «Технологий можно придумать миллион, но они не будут работать, пока у пользователей соцсетей будет колбаса», - подытожил Смирнов.

Однако не за горами выборы в областной ЗакС и Госдуму, где кандидаты могли бы применить новые технологии и заставить социальные сети работать на них. Вряд ли за оставшееся время политические лидеры в Ленинградской области сумеют освоить все возможности, которые дают им соцсети. Впрочем, если учесть, что нынешней власти чрезмерная активность молодежи как раз не нужна, а оппозиции в Ленобласти практически нет, рассчитывать на то, что 47 регион хоть на капельку продвинется в информационном пространстве, не приходится.

Юлия Гильмшина, Людмила Петрова, 47News

Ищите нас здесь: vkontakte.ru/club24239266?f=1