В Ленинградской области жизнь совсем не такая, как в Петербурге. Там много озер и диких животных, есть моногорода, земля, которую можно, но не нужно слишком сильно застраивать, и озера, которые будут сданы в аренду. Обо всем этом рассказал начальник Ленинградской области Валерий Сердюков.

- То, что в будущем году федеральный бюджет не будет выделять деньги на поддержку моногородов, сильно отразится на Ленобласти?

- На Пикалево из федерального бюджета выделено 532 миллиона рублей, из нашего - 57 миллионов. Это инвестиции в экономику города, предусмотренные программой до 2012 года. Отдельно выделяются средства на ремонт дорог, расселение аварийного жилья и так далее. По другим моногородам – Сланцам, поселку Советский в Выборгском районе и Сясьстрою – пока решений о федеральном финансировании нет. Но первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал, что оно будет. Вообще нас сегодня беспокоят только Сланцы, там есть два основных предприятия - заводы «Сланцы» и «Ленинградсланец», которые не модернизировались с советских времен. «Сланцы» находятся в федеральной собственности, было принято решение о приватизации, но Росимущество уже год не может продать акции. Почему – мы не понимаем. Тем временем завод управляется неэффективно, и из-за этого создается не очень хорошее положение в городе. В Советском уже начинает работать крупнейший завод в мире по производству древесных пеллет, строятся другие предприятия, в Сясьстрое получил новый импульс развития Сясьский ЦБК. Так что сложностей быть не должно.

- А что с договорами между пикалевскими предприятиями? Они должны вот-вот закончиться.

- 2011 год для нас понятен – все участники производственной цепочки договорились об объемах поставки и ценах. Сейчас решается вопрос, как приступить к модернизации пикалевских предприятий.

- То есть расселять моногорода вы не будете?

- Расселение не рассматривается и рассматриваться не будет. Проблема в другом – в России, в отличие от развитых стран, крайне низкая мобильность рабочей силы. Сегодня в области практически отсутствует безработица, всего 0,68% от трудоспособного населения и около 30 тысяч вакантных мест. Другое дело, что рабочие места могут быть за 10 - 15 километров от дома. Но в малонаселенном пункте никакой инвестор никакое производство строить не будет.

- Каким же образом тогда повышать трудовую мобильность?

- Путем создания привлекательных для людей рабочих мест. Если я хочу работать на высокотехнологичном производстве, я должен проехать до него какое-то расстояние.

- Но дело-то как раз в том, что люди не хотят ехать.

- Ну хотелки не у всех исполняются. Я, может быть, тоже не хочу до работы час по городу ехать. Но не хочешь ехать – создавай свой бизнес рядом с домом

- То есть проблема мобильности будет решаться естественным путем?

- Да. Сегодня каждый третий житель области имеет легковой автомобиль, дороги ремонтируются и приводятся в порядок. Я же не говорю, что надо ехать 5 часов. Но 30 - 40 минут до работы – это нормально. Между Пикалевом и Тихвином, где нужны рабочие руки, 26 километров, автобус идет полчаса.

- А жители Пикалева не хотят ехать в Тихвин.

- Поэтому принята программа модернизации предприятий в Пикалеве. Но возникнет вопрос, где взять для них дополнительные рабочие руки. И когда мы говорим «хочу» - «не хочу», пушкинскую золотую рыбку не худо бы вспомнить.

- Недавно вы заявили о необходимости сменить руководство Приозерского района и Приозерска за срыв отопительного сезона. Но пока не сменили.

- Я сказал, что если люди не в состоянии выполнять свои полномочия, то должны оставить посты. Сегодня есть нарекания и возбуждены уголовные дела по фактам закупки томографа по непонятной цене, ремонту клинической больницы, есть вопросы по началу отопительного сезона. Пока вопрос остается открытым.

- То, что у губернатора нет права уволить главу муниципалитета, с вашей точки зрения – это нормально?

- Мне не нравится то, что иногда вопрос ухода с должности человека, который не в состоянии работать, затягивается. Этот вопрос в любом случае будет решаться. Но если бы у меня была возможность действовать напрямую, такой человек уже не работал бы. Сейчас некоторые главы администраций любят рассуждать: не приобрели топливо, а виноват губернатор. Такой ход мыслей - неправильный. Это их полномочия, они за них деньги получают и должны их выполнять.

- И что делать в такой ситуации? Апеллировать к населению, которое избирает муниципальные власти?

- Есть много способов повлиять на ситуацию, в том числе и такой. Недавно я встречался с населением Большой Ижоры и прямо высказывал свое мнение, что руководитель городского поселения не выполняет свои обязанности. Можно обратиться по этому поводу в суд и прокуратуру. Можно в совет депутатов, который назначил такого муниципального главу. Но все это долго. Насколько я знаю, в Думе обсуждается возможность дать право губернаторам отстранять от должности муниципальных руководителей.

- А финансовые рычаги? Ведь муниципальные бюджеты зависят от регионального.

- Эти рычаги нельзя использовать, потому что будет страдать население. А население не виновато.

- Ну вот у муниципалов что-нибудь не получится, потом Минрегион составит рейтинг субъектов Федерации, а вам придется оправдываться, почему место в рейтинге оказалось низким?

- К сожалению, так. Колодец не работает – виноват губернатор. И ваши коллеги журналисты пишут: губернатор не обеспечил кого-то там теплом. Но местное самоуправление – это местное самоуправление, оно, к сожалению, независимо.

- В последнее время очень активно ходили слухи о вашей отставке. Чем они, с вашей точки зрения, вызваны?

- Тем, что журналистам и политологам делать нечего, и нужно как-то привлекать к себе внимание. Кто-то придумал, что я заявление какое-то написал. Кто-то говорил, что у меня плохие отношения с полпредством

- Так был же конфликт, когда вам Клебанов открытым текстом претензии предъявлял.

- Разве это конфликт? Я каждый день своим коллегам по правительству претензии предъявляю так, что иногда они выходят с мокрецой на лбу. Это не конфликт. Это рабочая ситуация.

- Считается, что если претензии высказываются публично, то это - конфликт.

- Я всегда всем прямым текстом и публично претензии высказываю

- С Валентиной Ивановной как у вас отношения складываются?

- Прекрасно складываются отношения с соседкой моей.

- А территориальные споры? В свое время вы не могли леса поделить. Теперь договорились?

- Это не спор был. Просто до принятия Лесного кодекса у города было ГУ «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга», которое управляло этими лесами. А потом по Лесному кодексу их передали области, они вошли в наши лесхозы, а ГУ стало лишним. По этому поводу был разговор, но потом во всем разобрались. Сейчас мы сократили в 20 - 30 раз заготовку леса на этой территории, там особый режим лесопользования, никаких рубок, кроме больных деревьев. Я же тоже здесь живу и тоже беспокоюсь, чтобы вокруг города была такая зеленая зона. Вообще мы в 10 раз сократили лесозаготовки на Карельском перешейке, потому что это - курортная зона.

- А недавнее решение области отдать городу землю с построенными на ней домами в Горелове?

- Там проблема была в том, что изначально неправильно оформили разрешение на строительство. Застройщик продавал жилье, утверждая, что прописка у людей будет в Петербурге. Из-за этого возник конфликт. И мы сказали, что если это такой принципиальный момент – мы готовы землю отдать.

- Так у вас всю землю раздербанят.

- Не раздербанят. У нас 86 тысяч квадратных км. Если земля будет принадлежать людям, которые на ней живут, – это не та земля, за которую нужно держаться. Вот я встречался с президентом Словении – у них на всю страну 20 тысяч км, в 4 раза меньше.

- Говорят, кстати, что европейцев смущает, когда русские меряют свою территорию их государствами.

- А что тут смущаться? География есть география. Что ж мы, виноваты?

- В обозримом будущем в Петербурге закончатся территории под жилищное строительство. Много ли у области пригодной для этого земли вокруг города?

- Сколько нужно городу и области жилья, чтобы удовлетворить спрос?

- Не знаю. Сколько?

- Не знаю. Я знаю, что нужно строить жилье для жителей Петербурга и области, а не для жителей Тюмени, Норильска и так далее. Нельзя собирать всю Россию в несколько крупных городов. Нельзя увеличивать численность городов до бесконечности. Это ведет только к росту транспортных, экологических и прочих проблем.

- И как ограничить строительство? Бизнесу выгодно продавать эти квартиры – он их строит и продает.

- Разные есть формы. Зачем нам в Ново-Девяткине или в Кудрове миллион жителей? Ну, настроим жилья, и будут стоять пустые дома.

- Зато область заработает деньги на продаже земли.

- Нам надо зарабатывать не на продаже. Мы же не торговцы.

- То есть вы не заинтересованы в предоставлении участков вокруг Петербурга?

- Не надо акцентироваться на Петербурге. Строить надо там, где необходимо, и так, чтобы этим жильем пользовались люди. Пока я вижу только массу объявлений о продаже квартир.

- Но строится-то еще больше.

- Потому что на этом пытаются делать бизнес. Но их будут покупать все меньше и меньше. Впрочем, ради бога, пусть строят – может, цены пойдут вниз.

- Существуют проблемы с тем, чтобы состыковать инфраструктуру города и тех территорий, которые застраиваются вдоль его границы?

- Мы с петербургскими властями и Минтрансом занимаемся одним направлением – избавить выезды из города от пробок. Большинство проблем уже решены. На Гатчину идет дорога в 6 полос, в следующем году ее доведут в обход Гатчины до псковской трассы. Снимается вопрос с выездом на трассу «Кола». С вводом Скотного частично снята проблема выезда на Приозерское шоссе. Мы сейчас анализируем варианты решений по выездам в Колтуши и Ново-Девяткино. Помимо этого, надо ограничить проезд по дорогам грузового транспорта со второй половины дня пятницы до утра понедельника, как делается в европейских странах. Мы частично реализовали такую схему на своей дороге на Приозерск, и ситуация стала значительно лучше. Но убрать транспорт на федеральных трассах мы не можем, поэтому обратились с таким предложением в Москву.

- А железную дорогу Лосево - Каменногорск точно будете строить?

- Да. Все решено.

- Несмотря на возмущение экологов?

- Экологи не возмущаются. Экологи сделали заключение, что никакой угрозы нет – проведена государственная экспертиза. Проведены и общественные слушания - население Ленинградской области не возражает. Нужно подвозить грузы к портам в Приморске и Высоцке. Если принято решение о строительстве скоростной дороги Петербург - Хельсинки, где не должно быть опасных грузов, что же теперь – остановить порты?

- То есть решение принято и пересматриваться не будет.

- А какие основания?

- А полигон для городского мусора в районе Синявина будете строить?

- Везде по Ленинградской области надо строить полигоны, и мы их строим - в Ивангороде, Приозерском, Волосовском и Лодейнопольском районах. Для Петербурга эта проблема тоже актуальна. Но второй такой Волхонки, где лежит огромная куча мусора, быть не должно. Правительство Ленинградской области никогда не примет решение о выделении земли для такого полигона – только при условии, что мусор будет перерабатываться, построят специальный завод. Будет такой проект – будем думать, где его строить. Не будет – вторую Волхонку открыть не дадим.

- На вас город с проектом выходил?

- С таким проектом пока не выходил.

- Чем вызвано ваше решение о приостановке передачи озер в аренду?

- Отсутствием четкого регламента использования этих озер – условий для арендаторов. Как раз сейчас заканчивается подготовка необходимых документов, они будут выставлены на обсуждение общественности. Аренда озер возможна под промышленное разведение рыбы, спортивное рыболовство, рекреационные или научные цели. Для каждого случая должны быть предусмотрены свои условия.

- Как определяется список озер, которые будут сданы в аренду.

- Все 100% озер должны быть сданы. Для каждого озера будет определено, под какие цели его можно использовать. Но доступ на озеро в любом случае будет свободным.

- Идея объединения города и области сейчас не обсуждается. Это значит, от нее отказались?

- Некоторые до сих пор ведут такие разговоры. Кто-то все время с кем-то хочет объединиться: молодой человек - с девушкой, город – с областью. Но я пока не вижу в таком объединении никакого смысла. Что это даст жителям области? Они и так имеют право пойти в любой театр, музей, поступить в любой вуз Петербурга. Жители города имеют право посетить любую точку области. Петербуржцы построили в области миллион дачных домов. Им что-то мешает туда ездить?

- Ну, считается, что это поможет сэкономить на управлении. Было два губернатора – станет один.

- У нас при советской власти на весь СССР было 17 миллионов управленцев, а сейчас в одной только России столько. Не так надо на управлении экономить.

 

Станислав Волков, "Город 812" (номер от 22 ноября)