"Малый и средний бизнес должен стать основой экономики. При этом, именно эта отрасль экономики должна помочь России выйти из кризиса", - то и дело объясняют населению федеральные власти. Ленинградская область, по всей видимости, не должна стать исключением из этого правила. Но пока получается, что областному бизнесу и самому надо помогать. Региональные власти не против этого, но готовы пойти лишь на адресную поддержку.

ПО СТАТИСТИКЕ, ВСЕ С МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ ХОРОШО

По информации на начало 2010 года, на территории Ленинградской области работают более 51 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, а заняты на них более 152 тысяч человек. Это 28% от всех работающих жителей области - весьма неплохой показатель, с учетом того, что его аналог в среднем по стране едва достигает 16%. Вклад в казну тоже может только радовать чиновников - налоговые поступления от малых и средних предприятий, по самым скромным подсчетам, составляют от 8 до 10% доходной части бюджета Ленинградской области. Оборот же предприятий малого и среднего бизнеса за последний год составил 221 млрд. рублей - то есть более четверти от оборота всех предприятий Ленинградской области за тот же период.

Так и хочется сказать "все у нас хорошо". Но только при этом стоит помнить, что в век высоких технологий в 1134 сельских населенных пунктах области - то есть, практически в половине из всех, что есть на карте области, до сих пор ездят автолавки.

ЕСТЬ ЕЩЕ МНОГО НЕЗАНЯТЫХ НИШ

Больше всего малый и средний бизнес "обращает внимание" на развитие торговли. Если обратиться к официальным данным, около 30% предприятий малого и среднего бизнеса заняты оптовой и розничной торговлей. Остальные предприятия занимаются обрабатывающим производством, строительством и транспортом, бытовым обслуживанием населения.

Из услуг в области больше всего развит ремонт и строительство жилья, ремонт и техобслуживание автотранспортных средств и бытовой техники, ремонт и пошив обуви и одежды, услуги бань и душевых, химчисток и прачечных, салонов красоты, а также ритуальные услуги.

По оценке самих предпринимателей, есть множество ниш в экономике Ленинградской области, которые могли бы быть заняты бизнесом, но без государственной поддержки их развитие не произойдет. "К примеру, не хватает перерабатывающих производств в сельском хозяйстве", - говорит индивидуальный предприниматель из Всеволожского района Игорь Кузин.

На вопрос, почему список услуг, который предоставляет малый бизнес, столь мал, представители профильных ведомств областного правительства отвечают просто: бизнес сам решает, в каких областях ему развиваться. Но зачем тогда нужны государственные структуры, если они не способны выполнять роль регулятора? В продвинутых регионах для этого существуют специальные программы поддержки малого бизнеса: для них специально дробятся лоты в госзаказе, для них разрабатываются программы льготного кредитования, выплачиваются стипендии.

ПРОГРАММА ЕСТЬ, СИСТЕМНОЙ ПОМОЩИ - НЕТ

В Ленинградской области аналогичная программа помощи предпринимателям тоже существует. Правда, поддержку областное правительство решило оказывать не всем подряд жителям, а только молодежи и социально незащищенным гражданам. На развитие программы из областного и федерального бюджетов в 2010 году было выделено порядка 217 млн. рублей, примерно такая же сумма в 2009 году.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области предполагает получение стартовой субсидий до 300 тысяч рублей "в обмен" на разработанный бизнес-план планируемого дела. Также предприниматели, у которых уже есть бизнес, могут получить компенсацию части затрат на получение сертификатов качества, налоговые льготы, компенсацию расходов на погашение части процентной ставки по кредитам, на удешевление лизинговых сделок, а также возврат до 90% затрат предприятия за участие в конкурсах, выставках, в том числе и зарубежных.

Вот только сами предприниматели к данной программе относятся достаточно скептически. "Я слабо понимаю, на что хватит тех денег, которые предлагают по данной программе", - говорит Игорь Кузин.

К тому же, по словам специалистов, введение и развитие программы никоим образом не может способствовать развитию предпринимательства в 47 регионе. "Программа носит адресный характер, она рассчитана на поддержку единичных предпринимателей. Для системы в целом это не дает ничего", - рассказал корреспонденту 47News председатель совета директоров некоммерческого партнерства "Союз торговых и строительных предприятий" Андрей Фетисов.

По его словам, развить (а вернее - создать) предпринимательский класс на просторах Ленинградской области может только комплексный подход. "Речь необходимо вести о пропаганде развития предпринимательства. В хорошем смысле этого слова, разумеется. Правильнее бы было учить людей вести бизнес, помогать им на первых этапах", - говорит Фетисов. - "Но в рамках этой программы государство ищет реальной отдачи от каждого конкретного бизнесмена, который получил финансовую помощь. Это неправильно. Бизнесмены, которым даются ссуды - это как лотерея для государства. Один будет развивать свой бизнес и в конечном итоге "отобьет" вложенные в него средства. А 9 остальных просто выпадут "из обоймы".

К слову, в госпрограмме развития предпринимательства предусмотрено и обучение. Как рассказала Наталия Смирнова, за полтора года зафиксировано около 40 тысяч обращений граждан за получением информационных, консультативных, образовательных услуг в организации поддержки малого предпринимательства на территории Ленинградской области. Между тем, безвозмездно данные виды услуг предоставляются только представителям социально незащищеннх слоев населения, молодежи, а также тем предпринимателям, которые ведут свой бизнес в течение первых двух лет.

По словам Андрея Фетисова, разумнее было бы создавать и поддерживать некие формы кооперации. "Речь идет об увеличении поддержки развития бизнес-инкубаторов, технопарков", - делится мнением он.

К слову, за последние 1,5 года получить финансовую помощь по программе поддержки предпринимательства, действующей в Ленинградской области, смогли лишь около 400 человек. "Около трети субсидий выдано тем предпринимателям, которые хотели открыть дело по организации бытовых услуг, химчисток, прачечных, парикмахерских", - пояснила в разговоре с корреспондентом 47News председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Наталия Смирнова.

Для того, чтобы получить субсидию, бизнесмен должен представить в комитет документы о том, какое именно помещение он собирается арендовать в ближайшие 5 лет, что довольно сложно. "Предприниматель должен понимать, что он не фантазиями собирается заниматься, а реальными делами. Тогда и сложностей не будет", - пояснили нам в комитете.

КРЕДИТ ПОЛУЧИТЬ МОЖНО. НО НЕ ВСЕМ

Между тем, в рамках официальной поддержки развития предпринимательства, начинающие бизнесмены могут получить и льготы по кредитам. В Ленобласти существует "Агентство кредитного обеспечения", которое компенсирует до 2/3 ставки рефинансирования Центробанка, а также может обеспечить 50% залогового поручительства за предпринимателя. Это, по мнению аналитиков, также не решает основной проблемы, ведь за весь 2009 год воспользоваться такой услугой смогли около 170 человек. "Этого достаточно", - говорят в областном правительстве. "Это ничтожная цифра", - говорят сами бизнесмены, ведь то, что около 200 человек получили некие льготы по кредитам, еще не означает, что кредит стал доступен основной массе желающих заняться бизнесом.

Отметим, что с кредитами у малого бизнеса в Ленинградской области проблемы. "Максимум, который могут дать простому гражданину, обратившемуся в банк за кредитом - это 20-30 тысяч рублей. Какое уж тут начало бизнеса", - сетуют предприниматели.

По словам Натальи Смирновой, ставки рефинансирования банков, которые работают на территории региона, как правило оказываются слишком высокими: от 25% годовых. Но в банках как правило, даже не рассматривают заявки, если у предпринимателя отсутствует в качестве залога дорогостоящая недвижимость.

"Что может быть у предпринимателя? Квартира, которая по петербургским меркам стоит копейки. Какие-то накопления? Их неоткуда взять с учетом средних заплат по региону", - говорят эксперты. Да и вообще, малый бизнес не терпит излишней бумажной волокиты, бюрократии, медленного банковского обслуживания.

Не меньший интерес для предпринимателей представляют критерии оценки платежеспособности заемщиков, ведь от этого зависит решение по кредиту. Практика показывает, что предприниматели предпочитают брать кредиты не в тех банках, где низкие процентные ставки, а там, где лояльные требования к заемщикам. А затем в течение многих лет не могут расплатиться по счетам.

ВОПРОС ИНФРАСТРУКТУРЫ ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ

Другим фактором, сдерживающим развитие потребительского рынка Ленинградской области, является отсутствие крупных оптово-логистических центров и недостаток иной инфраструктуры сбыта продукции, центров по приемке, технологической переработке, хранению, предпродажной подготовке и размещению продукции в предприятиях торговли, - говорят эксперты. По их словам, открытие бизнеса на территории области становится целесообразным лишь в тех районах, где инфраструктурной проблемы не возникает.

"Если я решу открыть бизнес во Всеволожском районе, у меня будут затраты только на само открытие бизнеса. Если же я захочу открыть предприятие в отдаленном районе - в Бокситогорске или Подпорожье - то для начала мне надо будет задуматься, где будут жить мои будущие работники, где развлекаться, на чем ездить на работу. Инфраструктура накладывает серьезный отпечаток на развитие ряда районов Ленинградской области. Если выбирать между тем, где покупать кусок земли для строительства завода или торгового центра - в Подпорожье, где его стоимость составляет 100 тысяч рублей, или во Всеволожске, где он обойдется мне в 1 миллион рублей - я выберу второй вариант. Потому что в первом случае я в конечном итоге потрачу гораздо больше", - поделился своими рассуждениями предприниматель из Тихвина Сергей Травкин.

В принципе, областные власти с мнением предпринимателя согласны, но лишь отчасти. "Да, существуют депрессивные территории, в которых бизнес развит не слишком хорошо. Это территории северо-востока Ленобласти, которые располагаются не столь близко к Петербургу: Подпоржье, Бокситогорск, Тихвин, Лодейное Поле, Волосовского района, часть Приозерского района, Сланцевский район, часть Лужского района. Но жители этих депрессивных территорий могут обратиться к нам в комитет, в программе предусмотрено, что они имеют первоочередное право на получение помощи в развитии своего дела", - отвечает Наталия Смирнова.

Между тем, очевидно, что несмотря на эту помощь, вопрос с транспортной инфраструктурой в регионе останеся открытым.

НА СЕБЯ ИЛИ НА ДЯДЮ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС?

Есть и другая проблема - на сей раз лежащая уже в психологическом русле. "Жители области должны сделать выбор - работать на себя или на "дядю". Это важный вопрос, ответ на который каждый человек находит сам. Для того, чтобы малый бизнес в Ленинградской области стал основой развития экономики, необходимо изменить не только инфраструктуру и внешние условия, но и сознание людей. А на это требуются годы. Возможно, не просто годы, а смена поколений", - с грустью замечает Игорь Кузин.

Впрочем, жаловаться областные предприниматели не привыкли. "Все эти трудности преодолимы. Точнее, преодолимы для тех, кто хочет. Остальным в бизнес лучше и не лезть", - резюмирует Андрей Фетисов.

 

Юлия Гильмшина, 47News

фото: kp.ru