Федеральная служба по тарифам и сборам (ФСТ) признала неправомерным введение правительством Ленобласти спецтарифа на электроэнергию для Волховского алюминиевого завода (филиал РУСАЛа) в размере 35 копеек за 1 кВт.ч. Согласно решению регулятора, с первого августа этого года стоимость электроэнергии для предприятия установлена в размере 1,9 рубля за 1 кВт.ч. Однако власти Ленобласти не собираются сдаваться и обещают все же помочь "Волховскому алюминию", сообщает "Коммерсант".

Как сообщает издание, в пятницу на заседании ФСТ рассматривалось заявление ОАО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК), в котором указывалось, что изменение тарифов в течение года противоречит действующему законодательству. Чиновники согласились с доводами ПСК и признали действия областных властей неправомерными, отменив с первого августа этого года спецтариф для "Волховского алюминия". Как пояснили в ПСК, стоимость электроэнегии для предприятия составит 1,9 рубля за 1 кВт.ч.

Напомним, что в конце марта этого года руководство "Волховского алюминия" уведомила власти Ленобласти об угрозе закрытия завода ввиду неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка, в частности падения цен на продукцию предприятия. По мнению управленцев завода, производство могло спасти лишь введение спецтарифа на электроэнергию, что и было сделано областными чиновниками. Стоимость электроэнергии для "Волховского алюминия" была снижена до 35 копеек за 1 кВт.ч. Инициатива Ленобласти была весьма негативно воспринята ПСК, которой грозили до 200 млн рублей выпадающих доходов. По этой причине компания и обратилась в ФСТ с соответствующим заявлением.

Официально решение ФСТ в РУСАЛе изданию пока не комментируют. Источник газеты в компании сообщил, что со снижением тарифа на предприятии связывали большие надежды. В частности, до конца года завод планирует запустить 140 из 160 электролизеров. Сегодня работает 52 электролизера, хотя еще в марте, когда "Волховский алюминий" предложил властям снизить тариф, в активном состоянии находились лишь 25 устройств. "Увеличение тарифа серьезно отразится на рентабельности компании, — рассказал собеседник "Ъ". — Себестоимость производства тонны алюминия составляет $1500, а на лондонской бирже он реализуется по цене $1600".

В свою очередь, в ПСК считают, что привязывать тариф на электроэнергию к ценам на алюминий неправильно. "Например, до кризиса стоимость алюминия была очень высокой, и если исходить из логики управленцев завода, то стоимость 1 кВт.ч для "Волховского алюминия" в 2005-2008 годах должна быть более 2 рублей за 1 кВт.ч. Однако предприятие в эти годы платило 46-80 копеек за 1 кВт.ч. Плохо понятно, почему власти Ленобласти не вводили для завода спецтарифы до кризиса, когда алюминий был дорогой, а предприятие получало сверхприбыли", — говорит директор по развитию бизнеса ПСК Александр Меркулов. Действительно, по словам старшего аналитика УК "Пиоглобал Эссет Менеджмент" Игоря Краевского, в 2006-2007 годах средняя цена одной тонны алюминия составляла примерно $2700, в июле 2008 года достигла максимума в районе $3 тыс. за тонну. С того времени цена на алюминий снизилась на 40-50%, достигнув своего дна в марте 2009 года, когда он стоил менее $1,3 тыс. По словам Меркулова, в Ленобласти еще около восьми городов с крупными предприятиями, для которых теоретически могут быть введены спецтарифы. "Если подобная практика продолжится, то не очень понятно, кто будет платить за электричество. Это ноу-хау Ленобласти немного тревожит", — резюмирует Меркулов.

Между тем областные власти намерены поддерживать предприятие вопреки решению ФСТ. Вице-губернатор правительства Ленобласти Григорий Двас, пока еще незнакомый с решением ФСТ, пояснил, что снижением тарифа именно для "Волховского алюминия" власти рассчитывали повысить конкурентоспособность предприятия. "Этот завод оказался неконкурентоспособен внутри самого РУСАЛа, — рассказал чиновник. — Остальные предприятия холдинга получают более дешевую энергию за счет экономии на транспортировке. Мы исключили из тарифа транспортную составляющую, на которую в теле тарифа приходилось 60-70 процентов". Механизм компенсации ПСК, по словам Дваса, заключается во включении выпадающих доходов сбытовой компании в следующий период тарифного регулирования. За счет каких потребителей ПСК вернет недополученные деньги в следующем году, Двас не уточнил.

Что касается решения ФСТ, то Двас не видит в этом проблемы. "Примем это решение (о снижении тарифов для "Волховского алюминия". — "Ъ") еще раз, увеличив или уменьшив тариф на несколько копеек", — заявил он.