Выманивание откровенных фото у школьников каждый седьмой раз заканчивается суицидом. 47news говорит о новой антисистеме, ведущей к детским могилам.

Накануне, 2 мая, в Петербурге убились два 16-летних. Тело одного  десятиклассника нашли под окнами 9-го этажа на Маршала Захарова (Красносельский район), Второго - у 19-этажного на Заречной улице (Выборгский район). 47news известно, что минимум одного из них толкнули на это интернет-мошенники. Хотя полицейские называют их вымогателями, а происходящее – системой, безнаказанно уносящей жизни детей.

В данном материале речь пойдет не о педофилах. Это - совсем другое направление и, по словам экспертов, еще более опасное.

По информации собеседников в ГУ МВД, большой процент суицидов среди несовершеннолетних происходит из-за толп мошенников, хлынувших в телеграмм-каналы и онлайн-игры, столь популярные в юной среде. На вопрос нашего журналиста: "Из условных ста смертей, сколько происходит таких трагедий?", мы получили вполне конкретный ответ: "Точной статистики не ведется, но по нашему опыту – процентов двадцать". (Безусловно, полицейские реагируют лишь на заявки и явные происшествия. Это глубоко латентное явление).

- То есть, вы хотите сказать, что каждая пятая смерть – это результат интернет-вымогателей?

-  Да. Ну, может, не каждая пятая, но каждая седьмая. Вчера школьник погиб, как раз, из-за того, что не смог достать 15 тысяч рублей за то, что его обнаженное фото не будут выкладывать в паблик, рассылать его знакомым.

- За 2024 год – сколько?

- Не хочу и не могу говорить. Но поверьте, это сотни суицидов. Не все, конечно, заканчиваются ужасом, но ведь многие доходят до лекарств и острых бритв. Но вчера – два в один день.

Детское сознание и последующие их забавы в этом месте устроены так (описываем по комментариям профильных оперативников уголовного розыска): в модных телеграмм-каналах, разных порталах, во время интернет-игр на многих ресурсах дети знакомятся якобы со своими сверстниками. В процессе переписок им под разными предлогами предлагают переслать им фото своих обнаженных частей тела. Порой, за это предлагают деньги от 500 до 1000 рублей, иногда вроде как ради шутки, в некоторых случаях в обмен на какие-то "монеты" для онлайн-игр. После этого и начинается шантаж.

Современные онлайн-игры плотно связаны с темой монетизации, то есть заработка на пользователях. Тыкая в экран смартфона, игроки в разнообразные стратегии и аркады платят настоящими рублями за виртуальные ресурсы или ускорение постройки зданий, создание армий. В шутерах участники команд "спецназа" и "террористов" отдают собственные сбережения и деньги взрослых за покупку специального оружия, прокачку персонажа и возможность сыграть на новых картах. Вокруг увлеченных обитают мошенники, которые продают виртуальную реальность за космические суммы. Школьник из Пушкина, например, расстался с 340 тысячами рублей. О том, как жалеет, полиции рассказал его отец.

Практически единственная реакция взрослого человека на такие трюки предсказуема: "Да посылайте вы мое фото кому хотите!". Картина мира у многих детей устроена не так. К тому же, иногда им угрожают, мол, "мы знаем ваш адрес – изнасилуем мать" и такое же идиотское. Для состоявшегося человека это смешно, для школьника может быть страшно.

- Надо еще учитывать, в какой семье живет тот или иной ребенок. А если воспитывают в строгости? А если это мусульманская семья? Ведь 2 мая один 16-летний был как раз из такой, - продолжает наш собеседник из полиции.

Индустрия в целом обросла околоигровыми Telegram-каналами, где в обмен на кэш проходимцы предлагают "монеты". Пользователь переводит деньги на карту дропа, а тот передает бенефициарам за вычетом комиссии (в прессе упоминалось, что она колеблется от 5 до 10 тысяч за транзакцию).

Психолог и президент благотворительного фонда "Родительский мост" Марина Левина отмечает, что зависимость детей от игр, как и любая другая, связана с попыткой получить радость и удовольствие, которых не хватает в реальной жизни.

- В нынешних условиях добавляется желание снять тревогу. Ведь в СМИ сейчас одни происшествия: угрозы ядерной войны, оползни, потопы, – говорит эксперт. – Кроме того, гаджеты и компьютерные игры дают чувство контроля над ситуацией: всех догоню, обгоню, перестреляю. Также это один из каналов вывода агрессии – выплеснуть весь тот негатив, который копится в общении с близкими и сверстниками.

Собеседница добавила, что склонны к зависимости дети из семей, где есть запрет на агрессию. "Ты должен быть удобным, не доставлять дискомфорта родителям. В таких условиях ребенок ищет выход своей энергии, и ближайший – в компьютере или смартфоне", – продолжает Марина Левина, добавив, что решить проблему не сразу, но можно, планируя и проводя время вместе.

Детский психолог Светлана Матвеева также указала на тенденцию разобщения родителей и детей.

- Все чаще взрослые как будто пытаются откупиться от подростков, в том числе на праздники вручая деньги. Из моей личной практики, - всё спускается на компьютерные игры. Эмоциальный эффект от них примерно такой же, как у взрослых от алкоголя или наркотиков, - отмечает специалист. – Дети становятся все более замкнутыми, реже выходят из дома. Не формируется среда общения во дворах, хотя для подростков в их возрасте характерно именно общение со сверстниками. Чтобы избегать этого, родителям нужно быть максимально вовлеченными в жизнь детей. Не тотально контролировать, но в том числе, например, учить финансовой грамотности.

Мы сравнили профессиональное мнение с советом тех, кто не имеет психологического образования, но ежедневно работает с родителями и детьми в тяжелейших жизненных ситуациях.

- Я не знаю, что вам ответил специалист, - наверное, про личное пространство ребенка, но уверен, что надо делать все наоборот, - энергично предвосхитил советы психолога офицер ГУ МВД.

- Все наоборот? – поддел его журналист.

- Полный контроль. Каждый родитель может обратиться к айтишнику, и он научит его скачивать приложения, программы, способные следить за переписками, работой ребенка в телефоне, компьютере.

Косвенно на руку злодеям раннее знакомство несовершеннолетних с миром финансов. Счет в банке можно открыть с 14 лет, при этом родители его контролировать не могут. Тем не менее, в AppStore и Google Market найдутся десятки приложений от бесплатных Google Family Link до программ Касперского с щадящими тарифами. В наборе большинства функции локатора (определение местоположения), отслеживания трафика и времени перед экраном, принудительная блокировка опасных сайтов.

- Поступайте так, как работает полицейский, когда ищет преступника: подглядывайте, подслушивайте. Никаких рефлексий. Никаких сомнений, а если вы еще и будете ребенку рассказывать об этом грязном мире, как, наверняка, взрослые дети учат своих родителей-пенсионеров не отвечать на незнакомые номера, то это тоже не повредит. И - полное, чрезвычайное прослушивание.