Госдума жестче посмотрит на поджигателей шкафов и подрывников железной дороги. Пока задерживают и выносят приговоры, 47news спросил практиков о суровости и соразмерности.  

Депутат Госдумы от "Единой России" Василий Пискарев 24 апреля анонсировал поправки в Уголовный кодекс. Изменения касаются блока статей, в которых прописано наказание за диверсию. Соавторы предлагают лишать свободы до 35 лет.

"Эти поправки важны для усиления безопасности в условиях проведения спецоперации и возросшей диверсионной активности врага. Правительство их поддержало. Внесем в ближайшее время", - написал Пискарев в своем Telegram-канале.

47news поинтересовался у юристов, соразмерно ли наказание преступлению. Также нас интересовало их мнение по поводу увеличения сроков.

По мнению адвоката Геннадия Алексеева, действующая система назначения и исполнения наказания эффективна и не нуждается в изменениях. Собеседник отметил, что в зарубежных правовых системах можно получить сотни лет заключения, что равноценно пожизненному.

 - Можно назначить и 350 лет, но вопрос в логичности применения наказания. 35 лет в нынешних условиях содержания в тюрьмах и колониях резко ухудшает состояние здоровья и при совпадении нескольких факторов практически равноценно пожизненному, - говорит юрист. - Вообще такого рода изменения нужно прорабатывать с психологами и социологами. Интересно было бы послушать автора - чем он руководствовался при составлении законопроекта.

Задать вопрос председателю думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василию Пискареву не удалось. По данным на сайте парламента, в нынешнем созыве он участвовал в разработке 90 законопроектов. При участии Пискарева, в частности, вносились изменения в законы об иноагентах, материальной ответственности военнослужащих, Налоговый кодекс.

 - Ужесточение наказания ожидаемо и оправдано в условиях, когда страна в непростых условиях. Имею в виду окружающую обстановку, - высказался адвокат, кандидат юридических наук Сергей Азаров. - Но борьба со злом должна идти не только по линии ужесточения. Законодателям стоит задуматься, почему иностранцы и граждане нашей страны на это идут. Имею в виду, что нужно улучшать качество жизни, занимать молодежь делом, улучшать социальные лифты.

В нынешней редакции УК прописана ответственность за саму диверсию, содействие, прохождение обучения и организацию диверсионного сообщества. В части сроков максимальное наказание - до 20 лет колонии. В случае гибели людей или отягчающих обстоятельств - до пожизненного. Аналогично - за теракт и госизмену.

Партнер адвокатской фирмы "Тонковъ и партнеры" Евгений Тонков убежден, что действующее законодательство не нуждается в изменениях.

 - У нас и так суровые наказания за особо тяжкие преступления. 20 лет - это много, для кого-то - треть жизни, - объясняет свою позицию адвокат. - Статьи о диверсиях в Уголовный кодекс введены давно, при этом оценены и выверены законодателями. Но, судя по действующей практике, правоохранительными органами и следствием не всегда трактуются верно. То есть, диверсией может быть признано то, что ею не является.

Собеседник отметил особенность особо тяжких составов: по ним предусмотрено наказание даже за приготовление или рассуждение о преступлении. Так что, теоретически под участие в диверсионном сообществе может сойти подписка на соответствующие Telegram-каналы или беглое чтение инструкций. 

 - В нынешних условиях гражданам сложно логично и уверенно объяснить свои действия, поэтому высок риск злоупотребления правом, - добавил Тонков.

Пока в судах Петербурга вынесли два приговора о диверсиях. 19-летний получил восемь лет за поджог релейного шкафа у железной дороги. Сибиряк арестован за поход с горючим к ящику  под Пушкином. В Подмосковье за покушение на аналогичное арестованы двое подростков. В линейке подозреваемых профессиональный диверсант из Казахстана, что шел к газопроводу по заказу СБУ, скорее, исключение. В регионах России диверсией уже признавали взрыв железнодорожного моста, ФСБ отчитывалась о сорванной попытке на Урале.

Другой собеседник 47news предположил, что публичное заявление законодателя может быть частью стратегии по предотвращению диверсий и попыткой встроиться в актуальную повестку.

 - Но в таком случае задумываются о последствиях, а не о причинах. Почему какой-то Telegram-канал для юноши интереснее телевизора? Может быть, потому что в экране одни и те же лица, включая тех же журналистов? - рассудил он.

Анонсированные депутатом Пискаревым поправки в УК также предусматривают увеличение срока за умышленное уничтожение имущества по мотивам "политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды". Коллектив авторов предлагает до пяти лет лишения свободы. Аналогичная мера сейчас предусмотрена за поджог.

Андрей Карлов,
47news

О ближайшем опыте:

47news недавно рассказывал об опыте Белоруссии, где к проблеме диверсантов подошли радикально. Силовики, не сильно церемонясь, стреляли в ноги, а кадры крутили федеральные каналы республики. Какой был эффект, читайте здесь.