Смольный напомнил о проекте аэропорта на севере города рядом с будущим комплексом по переработке мусора. 47news взглянул на конфликт интересов регоператора НЭО, газовой монополии, Минобороны и Росавиации.  

Смольный согласовал облик аэропорта в Левашово, он должен появиться на границе Выборгского района мегаполиса и Ленобласти. Объект строит Газпром на базе аэропорта Минобороны. Тем временем, до сих пор остается вопрос близости к взлетной полосе планируемого к строительству мусороперерабатывающего завода в Новоселках мощностью 400 тысяч тонн. Его собирается строить городской регоператор по обращению с отходами (НЭО).  

На данный момент по положению "О приаэродромной территории" объекты мусоропереработки попадают в так называемую шестую подзону и должны располагаться не ближе чем в 15 километрах от аэродромов. Причина: "способствуют привлечению и массовому скоплению птиц". Причем, под норматив подпадают предприятия всех типов, в том числе закрытые, с системами отпугивания пернатых. Тем временем, от Левашово до Новоселок примерно 2 километра. 

Газпром оценивал стоимость аэропорта в 44 млрд рублей, работы уже начаты. Основная точка притяжения - штаб-квартира монополии в Лахта-центре, речь в основном о бизнес-джетах. Известно, что Газпром не горит желанием соседствовать с комплексом НЭО. Минобороны же собирается совместно эксплуатировать взлетную полосу и, как говорят, тоже не в восторге. Еще один противник - Росавиация, там не желают менять нормативы.    

О противостоянии стало известно в прошлом году, когда ситуацию пытались урегулировать на уровне вице-премьера Виктории Абрамченко. Город, в лице губернатора Александра Беглова, просил сократить запретную зону до 2 километров. Но матрица расстояний осталась прежней. Если говорить о смыслах, то противостояние можно уложить в треугольник - Газпром, Минобороны, Росавиация против "Интер РАО" (прочно стоит за регоператором НЭО и, собственно, был призван сдвинуть с места мусорную реформу в Петербурге). Где-то рядом губернатор города, но его усилия не очевидны.   

Общеизвестно, что в Петербурге и Ленобласти уже давно критическая ситуация в сфере обращения с отходами. Мегаполис генерирует 1,7 млн тонн мусора ежегодно, область еще 700 тысяч. Полигоны переполнены, а взаимодействие двух субъектов носит, скорее, деструктивный характер (в городе складировать мусор нельзя). "НЭО" собирается построить 5 комплексов по обработке - 3 в Ленобласти и 2 в городе (в Новосёлках и на Волхонском шоссе). Волхонка почти заработала, областные объекты врезались в протест жителей и осторожную поддержку властей, которым этот протест ни к чему.

Кстати, на Волхонке те же вопросы, но посерьезнее - рядом аэропорт Пулково. Не так близко, на расстоянии 7 км, но тоже не укладывается в шестую подзону. 

Пока же на уровне правительства РФ найдено промежуточное решение. Строить объекты мусоропереработки в шестой подзоне можно, но после положительного заключения орнитологической экспертизы. По словам собеседников в Смольном, такое уже получено и по Волхонке, и по Новоселкам. Также получено положительное заключение экологической экспертизы. Следующий этап еще серьезнее - Главгосэкспертиза.    

В НЭО уверяют, что уже заработавший завод на Волхонке работает по полностью закрытой технологии, не привлекает пернатых и оборудован системами отпугивания (говорят, есть даже специально обученный сокол).    
Отметим, что сама проблема близости полигонов к аэродромам широко распространена. Так, по данным "Российского экологического оператора", 52 региона страны эксплуатируют такие объекты на расстоянии менее 15 километров от взлетных полос. На Северо-Западе таких 6 из 11, в Центральном 11 из 18. Орнитологическую экспертизу до сентября нынешнего года должны выполнить по 179 объектам.