Раз жизнь – театр, а мы все сегодня более чем актеры, то к Дню театра 47news собрал его профессиональные приметы. Попробуйте, может и вам подфартит.    

Публицист Вячеслав Пьецух (1946-2019) писал: "Широко религиозный еще верует в любовь с первого взгляда и тринадцатое число". В данном случае под 13-м числом подразумевается весь спектр бытующих суеверий. Чем эмоциональнее, тем суевернее, а уж эмоциональней актерской профессии не сыщешь. По этой причине в театральной среде бытует уйма обычаев и примет.

1.jpg Историческое фото - artchive.ru
Константин Сомов. Эскиз занавеса для «Свободного театра» в Москве

Очень распространенное поверье: если выронил из рук сценарий или текст роли, ни в коем случае нельзя поднимать его сразу. Сперва следует обязательно на него сесть, а затем встать, не отрывая бумаг от пятой точки. В качестве альтернативы можно скоренько дотронуться до чьей-то ближайшей лысины, либо быстренько вспомнить пятерых лысых людей. Говорят, в советское время чаще всего на ум приходили имена не обремененных шевелюрой политических деятелей.

Гвозди, выскочившие, либо специально выдернутые из театральной сцены приносят удачу. Некоторые актеры носят их на цепочке на шее талисманом.

В оформлении спектакля не должно быть желтого цвета, почему-то он считается несчастливым. Конечно, совсем исключить его нельзя, но все-таки лучше использовать по минимуму.

В ходе премьерного показа спектакля, перед первым выходом на сцену каждый задействованный артист, вне зависимости от пола, должен получить легкий пендель. Перед премьерой нельзя говорить актрисе: "Желаю успеха". Правильно: "Ни пуха, ни пера!", а актеру: "Сломи себе шею!", после чего еще и плюнуть в его сторону. Но вот всерьез в театре никого нельзя проклинать – чревато неприятностями.

Перед спектаклем не дозволяется переходить сцену наискосок, чтобы не "перечеркнуть" ее. В развитие темы сугубо питерские приметы: суеверные актеры БДТ, направляясь из здания своего театра, что на Фонтанке, в сторону Невского, стараются не пересекать площадь Ломоносова ("ватрушку") по прямой – ее следует обходить по кругу. Точно также, направляясь от Невского к зданию Александринки, не стоит проходить Екатерининский сквер насквозь - лучше бы обогнуть.

Заходить в гримерку следует с левой ноги, а вот выходить на сцену, наоборот, с правой. Число "13" – несчастливое, поэтому в театрах нет гримерок с таким номером. Равно как не рекомендуется назначать премьеру на 13-е.

Одно из главных суеверий: нельзя играть покойников, ложиться на сцене в гроб. Многие актеры, особенно возрастные, старой школы, наотрез отказываются. Разумеется, когда творческий замысел того требует, деваться некуда. Но в таком случае гроб должен быть не настоящим, а бутафорским. Как рассказывал бывший завлит Одесского областного драматического театра, если гробы в качестве реквизита в театре имеются, то вне спектаклей, храня их на складе среди мебели и декораций, гробы нельзя держать пустыми. Реквизиторы обязательно кладут в них какую-нибудь куколку, солдатика. Считается, что в таком случае гроб "удовлетворится" жертвой и не будет притягивать к себе живых.

"Играть смерть актеры не любят больше всего. – рассказывает Наталья Круглова, актриса Театра на Васильевском. - Каждый первый уверен, что добром такая роль не обернется, каждый второй серьезно подумает, принимать ли предложение на роль покойника. Но самым страшным испытанием считаются съемки в гробу. Упрекнуть артистов в мракобесии язык не поворачивается. Действительно, многие из сыгравших мертвецов актеров вскоре покидали нас. Причем очень близко к сюжету постановки".

Но с этой напастью, по словам Натальи, можно бороться.

Если гроб стоит на театральной сцене, в него кладется бутылка водки, которая не вынимается до конца спектакля. После того, как аплодисменты отзвучат, а занавес опустится, бутылка немедленно распивается в присутствии несостоявшегося покойника. Причем лично он не должен из нее употребить ни капли. Если же гроб с "начинкой" является частью киношных декораций, актер заранее договаривается с оператором и режиссером. Когда сцена снята, камера не выключается еще пару-тройку секунд: за это время "мертвец" должен успеть в нее взглянуть, улыбнуться и высунуть язык.

Существует сценический материал, где участие, согласно актерским приметам, влечет всевозможные несчастья - травмы, переломы, инфаркты. Такие спектакли называют "заговоренными". В первую очередь, это пьеса Шекспира "Макбет" и роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Также ходит много легенд о мистических несчастных случаях, связанных с некоторыми пьесами Булгакова ("Адам и Ева", "Зойкина квартира"), повестями Гоголя ("Вий", "Страшная месть"). "Заговоренными" считаются все три пьесы Сухово-Кобылина, которые боялся ставить даже сам Станиславский.

В ходе театрального представления нельзя смотреть одним глазком сквозь щелку в занавесе – только в оба глаза. В ряде театров запрещено свистеть и щелкать семечки за кулисами ("роль прощелкаешь"). Актрисам не рекомендуется заниматься в стенах театра вязанием, иначе "всю жизнь со спицами во втором составе просидишь". Очень распространенное актерское суеверие – в день премьерного спектакля нельзя мыть голову.

Если генеральная репетиция прошла абсолютно гладко – на премьере жди накладку, какую-нибудь мелкую или крупную лажу: например, нужный задник опустят не вовремя, музыку дадут не на ту реплику, актер перепутает текст. Поэтому некоторые режиссеры на генпрогонах специально придираются даже к незначительным мелочам, дабы иметь возможность хоть на несколько секунд остановить действо и, таким образом, избежать гладкости.

В случае, если в жизни актера случилась очень удачная, звездная, по-настоящему любимая им роль, стоит завести домашнее животное (котенка, щенка, попугая), и назвать его именем сыгранного персонажа. Это принесет удачу в карьере. В театре нельзя рассыпать мелочь - дурной знак, сборов не будет. Также важно проследить, чтобы первый билет в новом сезоне продали мужчине, а не женщине.

Согласно давнему обычаю, в стенах театра строго-настрого запрещается... прелюбодействовать. Хотя именно это суеверие как раз чаще всего актерами и игнорируется. Говорят, даже великая Комиссаржевская любила заниматься сексом перед спектаклем.

По словам актера Дмитрия Харатьяна, в театральных суевериях "есть некое обаяние, профессиональный шарм. Не мы их придумали, не нам и отменять".